В Польше второй день проходят протесты из-за решения Конституционного трибунала о почти полном запрете абортов.
Демонстрации проходят в Варшаве, Вроцлаве, Познани, Кракове и других городах.
Демонстранты скандируют "Не отдадим правым свою матку", "Парламент – это не беременность, его можно устранить" и "Еб@ть ПиС". Речь идет о консервативной правящей партии "Право и справедливость".
В четверг полиция применила перечный газ и физическую силу в отношении сотен людей, протестовавших в Варшаве. Между митингующими и полицией произошли столкновения возле дома вице-премьер-министра Ярослава Качиньского.
22 октября Конституционный трибунал Польши признал антиконституционными положения о прекращении беременности при тяжелых пороках плода. За такое решение проголосовали 11 из 13 судей.
С момента вступления в силу решения cуда аборты будут разрешены только в случае изнасилования, инцеста или если здоровье матери находится под угрозой.
Комиссар Совета Европы по правам человека Дуни Миятович заявила, что устранение оснований для почти всех легальных абортов в Польше нарушает права человека. "Сегодняшнее решение Конституционного суда означает подпольные аборты и аборты за рубежом для тех, кто может это себе позволить, и еще большее испытание для всех остальных", – сказала она.
"Печальный день для прав женщин", – добавила Миятович.
В Польше действует один из наиболее радикальных подходов к прерыванию беременности. Делать аборт здесь разрешается лишь в исключительных случаях, средства экстренной контрацепции продаются по рецепту, а правые политики и церковь систематически делают попытки ввести уголовную ответственность для сделавших аборт женщин.
Глава правящей консервативной партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский в 2016 году заявил о необходимости рожать даже обреченных на смерть детей. "Мы будем стремиться к тому, что даже очень тяжелые беременности, когда ребенок обречен на смерть, сильно деформирован, должны завершиться родами, чтобы ребенок мог быть окрещен, носил имя и был похоронен". Тогда заявление Качиньского вызвало волну протестов в Польше.