Одесский международный кинофестиваль пройдет с 12 по 20 июля. В первые годы работы он позиционировал себя как "фестиваль фильмов с особым чувством юмора", но сегодня местные медиа чаще называют фестиваль "украинскими Каннами". За 10 лет он стал серьезным европейским смотром и местом учебы молодых кинематографистов: мастер-классы здесь проводили Агнешка Холланд, Джон Малкович, Питер Гринуэй, Кшиштоф Занусси, Сергей Лозница и другие.
Есть и другие параллели. Каннский кинофестиваль ввел премию "Золотой глаз" за лучший документальный фильм а 2015 году, ОМКФ – годом позже. В этом году в секции покажут 8 фильмов из 11 стран мира: Украины, Швеции, Дании, Бельгии, Германии, Чехии, Норвегии, Сирии, Испании, Турции и Великобритании. Куратор программы – один из ведущих украинских режиссеров-документалистов Сергей Буковский.
Одним из важнейших событий в этом году станет украинская внеконкурсная премьера новой работы Виталия Манского "Свидетели Путина" (2018). Показ этой ленты в России невозможен, но презентация в Украине крайне важна – потому что выявляет в том числе те механизмы, при помощи которых узурпируется власть. Картина создана при поддержке телеканала "Настоящее Время".
Сразу два фильма в конкурсе – о женщинах на войне. Лента "Командирка Ариан: история о женщинах, войне и свободе", снятая женщиной-режиссером Альбой Соторрой, рассказывает о знаменитых курдских женских батальонах.
Когда началась война в Сирии, женщины из курдского сопротивления сформировали YPJ – подразделения защиты женщин. 30-летняя командующая Ариан ведет вверенный ей батальон YPJ, чтобы освободить город Кобани от террористов ИГИЛ. Она получила 5 пулевых ранений, но все равно не сдается. Впрочем, сюжет не замыкается только на боевых действиях. У Ариан есть еще один, личный фронт. В юности она не раз становилась свидетельницей варварского обращения и сексуальных посягательств. Потому истинный смысл ее борьбы – свобода для следующего поколения женщин.
Альба Соторра смогла стать своей в батальоне курдских женщин, добилась беспрецедентной близости к командующей и создала уникальный фильм-портрет.
Лента "Для Самы" (реж. Ваад аль-Катеб, Эдвард Уоттс) также снята в Сирии, причем в самом ее пекле – в Алеппо. 26-летняя режиссер, сирийка Ваад аль-Катеб, снимала свою ежедневную жизнь, включающую любовь, замужество и роды, на фоне восстаний и боев в Алеппо. По ее словам, ей хотелось оставить послание своей маленькой дочери, которая родилась под обстрелами и бомбежками. Эта пронзительная исповедь уже была отмечена "Золотым глазом" в Каннах как лучшая документальная картина фестиваля.
События фильма "Транснистра" (реж. Анна Эборн) разворачиваются в пейзаже после войны. В непризнанной республике перспективы для молодых людей с каким бы то ни было амбициями, даже и без них – нулевые. Анна Эборн отслеживает ежедневную жизнь группы приднестровских подростков. Они играют в прятки на заброшенной строительной площадке, влюбляются в упрямую, но чуткую Таню, единственную девушку в их стае и по ее примеру задумываются об эмиграции. У Эборн получился неигровой роман воспитания, снятый с удивительным тактом и пониманием героев.
Два совершенно разных фильма посвящены хоровому пению. "Ибо мы мужики" (реж. Петтер Соммер, Ю Вемуд Свендсен) рассказывает о том, как среднестатистические норвежцы уходят от повседневной рутины. Герои ленты, двадцать пять татуированных налогоплательщиков среднего возраста, каждый вторник оставляют своих жен и детей ради пива, непристойных анекдотов и пения истошными голосами рок-хитов их юности. С пьяных глаз они клянутся друг другу спеть на похоронах. А когда кончина одного из них становится делом ближайшего будущего, мужики берутся сделать нечто невообразимое – выступить на разогреве у своих кумиров – мастеров тяжелого рока и мрачного юмора Black Sabbath.
Надежда Парфан, которая сняла ленту "Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго", рассказывает более камерную историю. Герой этой лирико-экономической саги, Иван Васильевич, много лет возглавляет профсоюз коммунального учреждения с труднопроизносимым названием Ивано-Франковсктеплокомунэнерго, и к общественной нагрузке относится с душой: организовал на предприятии хор, в котором поют диспетчеры, слесари, ремонтники, бухгалтеры и другие сотрудники. Вышиванки, вокальная слаженность, народные песни – все как положено, а вот состояние постсоветских коммуникаций – источник постоянного саспенса.
Фабула "Летнего хоккея" (Off Sides, Розалия Когутова, Томаш Бояр, Чехия) затрагивает тему спорта и столкновения культур. Летом 2017 подростковая хоккейная команда из Чехии, где хоккей – практически национальная религия, отправляется на тренировочные сборы в Марокко. Через несколько месяцев марокканские хоккеисты приезжают в гости с ответным визитом. Диалог двух совершенно разных культур чреват раскрепощающими недоразумениями и довольно неожиданными открытиями; смешно, трогательно, точно.
Фильм "Привет, искусственный интеллект", снятый Изабеллой Виллингер из Германии – странная и пробирающая смесь футурологии, психологической драмы и просто мелодрамы. Если раньше про роботов снимали или фантастику, или новости с налетом сенсации, то теперь уровень их повседневного присутствия позволяет делать документальные исследования. Изабелла Виллингер отслеживает две параллельные сюжетные линии. В Германии одиночка средних лет Чак забирает свою партнершу-робота Гармонию прямо с фабрики. В Токио бабушке со странным прозванием Самурай дарят милого работа Перчика – также с целью избавить ее от одиночества. Всем четверым предстоит научиться понимать друг друга.
Впрочем, случаются люди настолько самодостаточные, что одиночество – наименьшая из их проблем, если проблема вообще. Джим Гейнс, протагонист "Встреч с Джимом" (Meeting Jim, Эдже Гер, Турция-Испания-Великобритания-Германия) – из таких. Неугомонный 83-летний дед, бывший хиппи и бунтарь, доселе живущий по заветам 1960-х и не выглядящий при этом смешным – сам себе режиссер, актер и перформанс. Достаточно просто направить на него камеру, что Эдже Гер и делает, сопровождая Джима в Париже, Лондоне и Эдинбурге. Весело и лихо, strawberry fields forever.
Определять победителей конкурса будет жюри, в состав которого вошли режиссер, сценарист, продюсер Билл Гуттентаг (США), режиссер, радиоведущая, продюсер Соня Кронлунд (Франция) и программный координатор фестиваля Docudays UA, продюсер Дарья Бассель (Украина).