Майя Санду снова выиграла выборы президента Молдовы. Согласно официальным данным ЦИК, после обработки почти 100% бюллетеней во втором туре выборов Санду набирает более 55% голосов избирателей. У ее соперника – бывшего генпрокурора Молдовы Александра Стояногло, которого ранее отправила в отставку сама Санду, – менее 45% голосов.
Итоги голосования кардинально изменили последние 10% протоколов. После подсчета бюллетеней в самой Молдове, с перевесом 51% на 49% побеждал Стояногло. Решительный перевес Санду получила после подсчета результатов голосования за рубежом: там проголосовали почти 330 тысяч молдаван, и почти 83% из них – за Санду.
"Диаспора! Вы восхитительны! Наша диаспора дала нам сегодня еще один урок, который мы все должны извлечь. Молдаване за рубежом в очередной раз показали, что Молдова бьется в их сердцах так же сильно, как и в наших домах", – заявила Санду. – Молдова подверглась беспрецедентному нападению в истории всей Европы: грязные деньги, незаконный подкуп избирателей, вмешательство в избирательные процессы враждебных сил из-за пределов страны и преступных группировок, ложь, разжигание ненависти и страха в нашем обществе. Наш народ объединился, и свобода и граждане победили".
Накануне советник президента по нацбезопасности Молдовы Станислав Секриеру обвинил Россию в организации подвоза избирателей на участки как внутри страны, так и за рубежом – в Беларуси, Азербайджане и Турции, куда они прилетали авиарейсами из России. Российское госагентство "Спутник Беларусь" даже публиковало кадры из самолета в Минск, среди пассажиров которого были только граждане Молдовы.
При этом четыре избирательных участка – два в Германии и два в Великобритании – эвакуировали из-за ложных сообщений о минировании, а сайт ЦИК Молдовы подвергся DDoS-атаке, писал Секриеру. По его мнению, вмешательство Москвы "создавало серьезную угрозу искажения результатов выборов".
Бывший посол Молдовы в ООН и Совете Европы Алексей Тулбуре считает, что именно на том моменте, что "диаспора проголосовала за Майю Санду и в общем спасла ситуацию", и будут строиться различного рода политические спекуляции. Однако, по его словам, "это все глупости".
"Молдаване – это единая нация вне зависимости от того, где они проживают: внутри страны или за ее пределами. Тем более это очень специфично для Молдовы, из которой уехал миллион граждан по различным причинам. Молдаване более мобильны, более активны в сравнении с другими постсоветскими государствами. Если есть возможность, мы быстренько собираем чемоданы и передвигаемся в условиях открытого общества. Тем не менее [мы] сохраняем жесткие связи со страной. Диаспора способствует сохранению платежного баланса в стране, переводя миллиарды евро ежегодно в страну. Большинство населения, остающееся в Молдове, живет за счет помощи, которую им оказывают родственники, пересылающие деньги из-за рубежа, и так далее. То есть нельзя приходить к выводу, что победа какая-то ущербная", – сказал Алексей Тулбуре в эфире Настоящего Времени.
Кадры с самолетами, в которых люди с молдавскими паспортами летят в Минск, Алексей Тулбуре назвал "беспрецедентным вмешательством извне": "Я сейчас с трудом могу вспомнить любую другую страну, где бы таким образом какие-то внешние агенты пытались изменить исход выборов. Эти самолеты, или попытка транспортировать граждан Республики Молдовы из России в другие страны, – но заметьте, что это три страны, конституционный строй которых мы едва ли можем назвать демократическим: это Беларусь, Азербайджан и Турция. Ну, Турция – демократическая страна, но тем не менее туда самолеты из Москвы летают как такси. Туда перевозились граждане Молдовы, чтобы они участвовали в выборах и попытались изменить результат или процент голосов, отданных за оппонента Майи Санду.
Из прошлого мы видим, что молдаване, работающие в Российской Федерации, как правило, голосуют за пророссийских политиков. Туда возили как раз молдаван из Российской Федерации.
В Стамбуле собирали гагаузов, которые проживают в Турции и Стамбуле. Они говорили между собой на гагаузском языке, что не очень [часто] увидишь в самой Гагаузии. Отсюда вывод, что это гагаузы не из Гагаузии, а из Турции, но они тоже своеобразно ориентированы политически".