В Таджикистане женщина хочет отдать двух своих двоих детей в интернат, потому что не может дать им образование. Бадахшон Сафарова – мать-одиночка. Она рассказала Радио Озоди, что ей не удается совмещать работу и заботу о детях.
30-летняя Бадахшон Сафарова вместе с детьми снимает комнату на окраине Душанбе. Бытовые условия семьи очень скромные: мать одна воспитывает сына и дочь, втроем живут на заработок Бадахшон в лепешечной. Она говорит, что этого не хватает даже на продукты. У Бадахшон нет полного школьного образования, она проучилась до шестого класса. Она говорит, что не знает, какие документы надо собрать и куда обратиться, чтобы оформить детей в интернат.
Сейчас ее дети не ходят в школу: "Я хочу, чтобы они пошли в школу. Читали. Чтобы не повторяли мою судьбу. Раньше за ними смотрела моя мама, пока я была на работе. Но она умерла, и я в безвыходном положении. Пока я на работе, они предоставлены сами себе. Они не ходят в школу, у меня нет денег на школьные принадлежности. Поэтому я хочу отдать их в интернат".
Бадахшон считает, что в интернате дети будут под присмотром и получат образование. Их отец живет с новой семьей. На каждого ребенка в месяц он раньше отправлял 125 сомони – это чуть больше $10, сейчас, по ее словам, не платит и этого. Заняться их воспитанием он, по словам Бадахшон, готов, только если она откажется от них.
"В месяц я получала 250 сомони алиментов на двоих детей. Каждый раз мне надо было вымаливать алименты у бывшего мужа, а когда получала их, то слышала только грубость в свой адрес. Но уже несколько месяцев он не платил ни копейки. Детьми вообще не интересуется. Говорит, что я сама скитаюсь из угла в угол, а теперь хочу разрушить его жизнь", – рассказывает она.
В интернате дети, по ее словам, могли бы находиться с понедельника по пятницу, а видеться с ней на выходные. Но, как рассказали в Министерстве образования Таджикистана, согласно правилам, без официального отказа от детей принять их в детдома при наличии родителей не могут. Бадахшон не хочет писать отказ. По словам таджикистанки, задача не избавиться от детей, а дать им лучшее будущее.
"Кроме интернатов работают детские дома, в которых порядок приема несколько другой. Здесь содержатся дети-сироты в возрасте от двух месяцев до семи лет, дети из родильных домов и дети, которых другие люди усыновили, но по различным причинам отказались от них", – говорит пресс-секретарь Министерства образования Таджикистана Хуршед Мавлонов.
Согласно статистике, в 2024 году в Таджикистане развелись девять тысяч пар. Всего же за последние десять лет после разводов без заботы одного из родителей остались около ста тысяч несовершеннолетних таджикистанцев.