Настоящее Время

"Еще час-два на морозе – и исход был бы печальным". Зачем волонтеры "ЛизаАлерт" патрулируют ночные улицы

Артем Лешко

26 января 2022 года

Рассказываем о проекте "Ночной патруль": его участники зимой выезжают на улицы российских городов, чтобы не дать замерзнуть пожилым людям, потерявшимся детям и просто попавшим в беду прохожим

"На часах около двух часов ночи, на градуснике – минус 21. В темноте – еле различимая фигура: медленно идет человек, в руках пакеты. Девушка. Бездомная. Спрашиваем, есть ли ей, где погреться. Да, спасибо, добрые дворники разрешили ночевать в мусорной камере. Жутко. А она улыбается... Провожаем ее до той самой мусорной камеры. Убеждаемся, что там теплее, чем на улице, прощаемся".

Волонтеры с позывными Тави и Эстер в машине

Так волонтеры отряда "ЛизаАлерт" в Петербурге описывают свои дежурства в "Ночном патруле". Это новый проект поисково-спасательного отряда добровольцев: холодными зимними ночами начиная с декабря 2021 года экипажи выезжают патрулировать улицы Санкт-Петербурга и пригородов – Соснового Бора, Пушкина с Павловском, Сестрорецка.

Эстер за рулем

"Всего в городе и области мы выделили 12 зон – в каждой постепенно оптимизируем маршрут, чтобы захватить максимум остановок и станций метро, проезжать рядом с больницами. Во дворы не заезжаем, не хватит ресурсов: патрулируем только крупные дороги. Начинаем около полуночи, заканчиваем с открытием метро", – говорит Анна. Позывной – Эстер. В обычной жизни она специалист по тендерам в строительной фирме, а в "ЛизаАлерт" – старший поисковик.

Эстер во время патрулирования большой парковки у супермаркета

В машине волонтеры ездят по двое или трое. "Водитель следит за дорогой, сидящий спереди наблюдает за правой стороной улицы, сидящий сзади – за левой. Важно, чтобы просматривались обе стороны дороги. В каждом экипаже должен быть хотя бы один мужчина и один опытный поисковик", – продолжает Эстер. Всего в чате "Ночного патруля" сейчас 185 человек, поэтому найти экипаж на каждую из 12 зон удается почти всегда.

Эстер

— Так, дети идут ночью одни. Наши клиенты? – напарник Эстер с позывным Тави замечает пару ребят лет восьми на вид. Вскоре из-за угла панельного дома появляются взрослые – родители.

— После вступления в отряд начинаешь видеть людей и наблюдать за ними. Раньше я могла легко не заметить идущего мимо одинокого ребенка, а сейчас ловлю себя на мысли: "Ребенок! Один! Где родители?!" – говорит Эстер.

Тави

Тави в "ЛизаАлерт" с 2018 года, сейчас он координатор. "Позывному Тави больше лет, чем отряду. [Прозвище] прилипло еще в школе – меня так называли лет с 14-ти по сокращенному имени одного из персонажей книги "Лик черной Пальмиры", которая мне тогда нравилась". Вне отряда Тави – Антон, работает риэлтором.

Во время патрулирования

Машина снижает скорость, Тави вглядывается в темноту, замечая редких прохожих. Внимательно присматривается к пожилым людям.

Тави

"На людей в возрасте часто не обращают внимания, – объясняет Тави. – Подумаешь, бредет себе одиноко дедушка, или бабушка ждет автобуса на остановке. Но если пожилой человек дезориентирован или у него есть возрастные ментальные нарушения, в своем сознании он может перенестись на несколько десятков лет – идти домой по адресу, где давно не живет, ехать на работу, хотя человек давно на пенсии, ждать несуществующего автобуса. В дневное время на пожилого человека никто не обратит внимания – и он легко может много часов просидеть на остановке. Зимой к вечеру состояние человека уже может быть очень плохим".

Во время патрулирования в ночь на 12 января (на улице – минус 24 градуса) Тави вместе с другой напарницей, тоже Анной (позывной – Сияние) замечают пожилую женщину.

Тави идет вдоль дома в поисках пожилой женщины

На вид – около семидесяти лет, идет одна по улице вдоль девятиэтажки, срывает и забирает с собой листовки с досок для объявлений, останавливается на углах дома, принимает странные позы, вытирает руки без перчаток о снег, пробует что-то откопать в асфальте. На вопрос подошедших к ней волонтеров, нужна ли помощь, женщина говорит, что идет домой. Но на самом деле продолжает петлять возле домов, видят из автомобиля волонтеры. Передвигается хаотично и – судя по речи и поведению – может иметь ментальные отклонения. На улице очень холодно, и волонтеры решают звонить в "скорую".

Волонтеры с позывными Тави и Сияние подходят к пожилой женщине, чтобы узнать, не нужна ли ей помощь. На часах – 3:03

Пока машина была в пути, женщину снова потеряли из виду – возможно, она зашла в подъезд. Сотрудники "скорой" не ругаются на волонтеров, когда на месте не обнаруживают никакой женщины: Тави объясняет ситуацию, медики берут у него номер телефона.

Женщина уходит, отказавшись от помощи волонтеров. Тави и Сияние наблюдают за ней

"Женщина объективно нуждалась в помощи. Ее поведение не соответствовало времени суток, одежда – времени года. Она совершала не свойственные здравомыслящему человеку действия. В таких случаях лучше перестраховаться, – говорит Тави. – Хорошо, что женщина, по всей видимости, зашла в подъезд".

Тави смотрит на карту, чтобы сообщить бригаде "скорой" точное место, где волонтеры заметили пожилую женщину

Координатор поисков рассказывает, как в похожей ситуации удалось заметить человека, которого разыскивал отряд "ЛизаАлерт" по просьбе родственников:

"Ее заметили с машины – женщина просто шла вдоль дороги, не помнила, где живет, не могла попросить о помощи. В теплое время года она могла бы бродить всю ночь – ничего страшного бы не случилось, но в холодное время к утру могла попросту замерзнуть".

Тави и Сияние

Каждый год число поступающих в "ЛизаАлерт" заявок на поиск увеличивается на 30-50%: не потому, что людей пропадает больше, просто больше горожан узнают про поисковиков-добровольцев. В петербургский отряд ежедневно в среднем приходит десять запросов. На семь миллионов жителей Петербурга и Ленинградской области в "ЛизаАлерт" 500 волонтеров – "очень, очень мало", считают в отряде.

К остановкам приковано повышенное внимание волонтеров

Определить, нужна ли человеку, одиноко бредущему по улице, помощь, помогает опыт и интуиция, говорит Эстер: "Если замечаем на улице человека, не ребенка и не пожилого, уверенно при этом идущего, – едем дальше. Если человек ждет на остановке, а транспорт уже не ходит, – останавливаемся, спрашиваем, нужна ли помощь. Если отказываются, можем понаблюдать со стороны или позднее еще раз проехать: иногда люди не сразу осознают, что попали в беду, или не верят, что мы помогаем бесплатно".

Одна из улиц, по которой проезжает патруль ночью

"Главное: мы не социальное такси, – добавляет Тави. – Мы не перевозим людей самостоятельно: можно легко попасть в неоднозначную ситуацию. Например, мы увидим плачущего ребенка. Будет странно, если его ночью заберут несколько взрослых людей и увезут. Поэтому в таком случае мы вызовем полицию на место".

Сияние в машине

"Мужчина, 47 лет. Сказал, что потерялся. Был слегка пьян. Замерз. Вызвали "скорую" – забрали в больницу Костюшко, – рассказывает в чате волонтер с позывным Джокер. – По словам врачей, у него – вторая степень переохлаждения. Врач "скорой" сказал, что еще час-два на морозе и исход был бы печальным. А он на улице у остановки часа три провел..."

Даже если человек объективно пьян, волонтеры не проезжают мимо, говорит Тави. Могут помочь связаться с близкими, если разрядился телефон, вызвать такси.

Тави идет вдоль дома в поисках пожилой женщины

"Если на улице минус 20? Разве состояние алкогольного опьянения отменяет право на помощь, жизнь и спасение? Нет! Можно не пройти мимо, а, сохраняя собственную безопасность, попробовать уточнить, нужна ли человеку помощь. Если он не в состоянии даже ответить – позвонить в "112". Люди действительно замерзают на улицах. Даже на летних поисках мы регулярно находим людей с холодовой травмой, не говоря уже про зиму".

Волонтеры записывают поздравление с днем рождения председателю отряда Григорию Сергееву

"В первом патруле был случай, – приводит пример Эстер. – Немного нетрезвый молодой человек возвращался со свадьбы – таксист высадил его из машины на улицу. Там парня ограбили, а когда он попытался попросить помощи у прохожих, его залили из перцового баллончика. Ребята нашли его в снегу за остановкой. В Питере как раз стояли сильные морозы. Волонтеры вызвали "скорую" – молодому человеку помогли".

Волонтеры просматривают поздравление с днем рождения, записанное после окончания дежурства председателю "ЛизаАлерт" Григорию Сергееву

Автомобили патрулируют морозный Петербург примерно до пяти утра, "наматывая" около сотни километров каждый. Бензин экипажи покупают сами или на пожертвования: деньгами их принципиально не принимают, но в отряд можно передать, например, топливную карточку.

Волонтеры с позывными Машустик и Сияние

"Два года назад я узнала историю Лизы. Я была уже мамой – сыну было два с половиной. Я весь вечер тогда проплакала, – рассказывает Сияние. – Когда я только попала в отряд и сходила на первый поиск, вышла с него не обессиленной после ночи хождений по болоту и бурелому, а наоборот, была заряжена энергией, во мне бушевали незабываемые эмоции, на которых я прожила следующий день, не заметив никакой усталости. Так и до сих пор. Наверно, потому что я занимаюсь тем, что мне по душе".

Сияние во время патрулирования

"Если за весь зимний сезон экипажи помогут хотя бы одному человеку – это уже того стоит", – считает Тави. Универсальных советов для замерзающих у волонтеров нет – "мы не клуб выживальщиков, а поисково-спасательный отряд":

"У каждого человека – индивидуальное состояние здоровья и физических возможностей. Одни и те же советы, примененные крепким мужчиной, ребенком и человеком с инвалидностью, приведут к совершенно разным результатам. Поэтому наш совет: всегда заранее ответственно подходить к собственной безопасности, одеваться по погоде, заботиться о связи – иметь с собой заряженный мобильный телефон и желательно пауэрбанк. Важно быть на связи с близкими и, выходя из дома, сообщать им, куда мы направляемся, а по прибытии отписываться. Это в том числе хороший пример для детей и подростков. Если в семье принято безопасное поведение, дети тоже будут ему следовать".

Эстер и Тави

Читайте далее

"Не должно быть голодно, холодно и больно". Как врачи-волонтеры помогли бездомным пережить зиму на улицах Петербурга

"Трезвость сохранят не все, кто-то от наркотиков умрет". Репортаж из реабилитационного центра под Псковом

"Отношение к людям – как к хомячкам". Отсидевшие после протестов в изоляторе в Сахарове носят передачи запертым там мигрантам