В окрестностях Санкт-Петербурга накануне журналисты издания 47news обнаружили частную подземную тюрьму с крематорием. Она находилась на территории заброшенного коттеджного поселка Новый Петербург во Всеволожском районе Ленинградской области. Там были подземные камеры, система видеонаблюдения, пункт охраны, вход в подземную тюрьму перекрывала бетонная плита, опускавшаяся с помощью гидравлической установки.
Госагентство РИА Новости сообщало, что бункер обнаружили еще в 2019 году. Издание "Фонтанка" уточняет – в ходе расследования убийства авторитетного бизнесмена Бадри Шенгелии, который был расстрелян в 2018 году. Журналисты также выяснили, что первым владельцем дома был экс-начальник оперчасти Следственного изолятора №4 в Петербурге Ренат Алимзанов. Он умер в 2018 году. Позже дом принадлежал жителю Санкт-Петербурга с несколькими судимостями за похищение, разбой и вымогательство.
Кто построил частную тюрьму в подвале частного дома? Мы спросили соавтора расследования – журналиста издания 47news Виктора Смирнова.
— Расскажите, как вы узнали о бункере и почему отправились в этот поселок на его поиске?
— Нас было двое, и под текстом две фамилии – моя и Андрея Карлова, моего коллеги. Узнали мы об этом случайно. В редакцию позвонил некий гражданин, плохо говорящий по-русски – видимо, мигрант – который путано объяснил, что что-то под землей. Когда мы выяснили, где это, добрались и, собственно, увидели то, что увидели.
Следственные органы увидели точную копию обыкновенного российского следственного изолятора
Что касается Бадри Шенгелия, он, скорее всего, не имеет отношения к этой локации. Происходило это так. В 2018 году, когда он был расстрелян, уголовный розыск стал широким гребнем отрабатывать пути отхода киллеров на автомобиле. И, собственно, был обнаружен тот дом, был осмотрен, ничего подозрительного не нашлось. Таких домов осматривались десятки, если не сотни. И через год в 2019 году поступила информация в полицию о том, что есть некая тюрьма. Когда оперативники приехали на место, они увидели тот же самый дом, вспомнили, что здесь были. Но существенное отличие – плита, которая была полом в гараже, она из-за отказа гидравлики опустилась вниз и привела ко входу в этот бункер. Ну а там следственные органы увидели точную копию помещения обыкновенного российского следственного изолятора – имитацию. После этого начались следственные действия, экспертизы.
Вы можете построить у себя копию Бастилии на участке, это уголовно не наказуемо
Уважаемые коллеги из РИА совершенно правы, видимо, прочитали это в нашем тексте – действительно следственные действия были в 2019 году, длились они долго, было проделано огромное количество экспертиз, но результата они не дали. Результата процессуального – не было потерпевших. А само по себе строительство некоего сооружения – вы можете построить у себя копию Бастилии на участке, но это уголовно не наказуемо. Поэтому материалы проверки, приобщенные к делу по Бадри Шенгелия – потому что к чему еще приобщать, к чему-то же нужно прикручивать – они так и лежат в Следственном комитете.
— Вы пытались поговорить с жителями, когда там были? Что они вам рассказали? Кто-то видел, что происходило в этом доме? Это была имитация чего-то, или там все-таки кого-то содержали? Полиция какие-то следственные действия там действительно проводила?
— Нужно понимать, что коттеджный поселок "Новый Петербург" – это просто название. Это нереализованный заявленный проект, это большая поляна в сосновом лесу и три дома. Один – деревянный дачный. Мы опросили жительницу, которая там бывает два-три раза за лето, но на тот период времени – 10 лет назад – ее еще там не было. Один дом строится, и один – собственно, этот.
Еще раз повторюсь: следственные действия там были очень серьезные, длились они не один месяц. Было исследовано все, что можно исследовать, вплоть до генетических экспертиз соскобов со стен. Все производители оборудования были найдены и опрошены, но по факту результата это не дало. Содержался ли там кто-то или нет – мы не знаем, но мы понимаем, что ни одного заявления подобного рода в правоохранительные органы не поступало о том, что некто содержался где-то. Пока это так.
Были обнаружены биологические останки. Но это могут быть и грызуны
— В тексте у вас есть еще одна подробность – про печь. Вы предполагаете, что это мог быть крематорий. Почему вы так решили?
— Мы приводим в своем материале видео оперативной съемки, когда дом был целый. Сейчас он полуразрушен. Во-первых, эти следственные действия были настолько скрупулезные, что там перерыли, вырыли, обкопали этот бункер, переставили баню. Но мы нашли людей, которые участвовали в этих следственных действиях. Они рассказали, что когда осматривалась баня, сотрудники обратили внимание на большое количество пакетов с углем, а углем баню, как известно, не топят. Осмотр стал еще более тщательным, был найден скрытый замаскированный в полу люк. Под люком был лаз, сделанный из бетонных колец, как делают в колодцах, туда вела ручная лебедка. Стояла вода, воду откачали, спустились, увидели там небольшое помещение, буквально для одного человека, и печь примерно размером с человека. По нашим данным, были обнаружены некие биологические останки. Но здесь нужно понимать, что биологические останки – это могут быть и, условно, грызуны.
Не нужно искать в ней некой конспирологии. Это простая реакция "не пущать"
— Вчера после выхода этого материала у вас на сайте туда сразу же приехала техника и начали этот бункер фактически засыпать землей. Вы понимаете, почему это надо было делать сейчас, коль уж это все равно всем уже известно?
— Во-первых, нигде не было никаких публикаций после следственных действий в 2019 году. Меры предосторожности от утечек были приняты тоже грандиозные. Вообще, конечно, это нонсенс – людей очень много принимало участие, но, видимо, все были предупреждены. Это было известно только Следственному комитету и криминалистам, экспертам из Москвы из МВД и ФСБ. Ни журналистам, ни широкой общественности до вчерашнего дня об этом месте не было известно, кроме, может быть, тех мародеров, которые, собственно, растащили все железо.
Что касается реакции – она вполне естественна. Мне кажется, не нужно искать в ней некой конспирологии. Представьте, десять утра, совещание в СК, в МВД, в прокуратуре – подходит к концу, кстати, по времени – и вдруг публикация. Первая реакция – срочно закрываем. Силовики понимают, что сейчас туда поедут журналисты, какие-то любители экстрима, дети, подростки, туристы – кто угодно. Хватаемся за голову, срочно подключаем местные власти, гоним технику. Главное – закрыть. Поэтому здесь по-человечески все понятно.
— Это не попытка скрыть место преступления и возможного незаконного содержания там людей?
— Я очень сильно сомневаюсь в этом, потому что время принятие решения – 15 минут. Ни одна государственная машина, кроме, может быть, спецподразделений каких-то, не принимает решения, сообразуясь с некими данными годичной давности, которые нужно поднять, опросить, найти людей, которые участвовали, достать принятые решения. Это невозможно. Это простая реакция "не пущать".
Помещение, которое должно производить впечатление государственного учреждения
— Вы лично сами к какой версии склоняетесь – что там действительно кого-то содержали или все-таки это была постройка для каких-то других целей?
— Из логики и здравого смысла я вижу две более-менее жизнеспособные версии. Первая – если создается помещение, которое должно производить впечатление государственного учреждения, то есть изолятора, возможно, это впечатление должно производиться на кого-то для каких-то целей. То есть если человек попадает туда из закрытого автомобиля, то у него должно быть понимание, что он в госучреждении. То есть он не прикован к батарее, где все понятно – бандиты похитили, а в некоем изоляторе, и он сидит спокойно ожидает. Если потом человек оттуда выходит и обращается в прокуратуру или куда-то еще, то, естественно, все проверяется по учетам, и человеку говорят: "Дружище, наверное, вам к психиатру, потому что ни в каком изоляторе вы не содержались. Это первая версия.
Вторая версия – это некое сумасбродство
Вторая версия – это некое сумасбродство, некое желание удовлетворить свой эстетический вкус: построить себе такую копию помещения. Тут надо понимать, что мы привлекали две серьезные организации, которые, хоть и по визуальным данным, но оценили строительство в сумму примерно полмиллиона долларов. То есть на такое сумасбродство нужны деньги. Ну и место непрезентабельное, конечно.