Ссылки

Новость часа

"Мне все еще не верится, что это происходит". Крымчанка Людмила Колесникова приехала к больной матери и оказалась в СИЗО по делу о госизмене


Крымчанка Людмила Колесникова приехала к больной матери и оказалась в СИЗО по делу о госизмене
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:06:48 0:00

Жительницу аннексированного Крыма российские следователи обвинили в государственной измене. Людмила Колесникова, юристка и блогер, была арестована российскими властями в Крыму в июне 2024 года. По статье ей грозит от 12 до 20 лет лишения свободы.

"Если это возможно, напишите, пожалуйста, как и что происходит по подобным статьям? Люди сидят такие сроки? Более 10 лет? Или есть какие-то амнистии? Или обмены? Или шансов нет? Я пока не могу принять ситуацию. Мне все еще не верится, что это происходит на самом деле", – пишет Колесникова правозащитникам из СИЗО.

"История Людмилы Колесниковой, в принципе, такая же абсурдная, как истории еще десятков женщин, которые точно так же обвиняются по сфабрикованным делам о государственной измене, – комментирует глава Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник. – Дело в том, что государственная измена [по версии российских силовиков] – это может быть все что угодно. От доната в 10 евро до того, что вы просто смотрели интервью Зеленского или просто подходили в Севастополе туда, где стояли корабли Черноморского флота. Или вообще откровенно даже сфабрикованное дело, где сами фээсбэшники закопали взрывчатку, а потом вас туда привели и заставили раскопать и сняли на камеру".

Людмила родом из Крыма. Она была среди тех жителей оккупированного Россией полуострова, кто после начала большой войны против Украины не стал молчать. Колесникова осудила развязанную Кремлем войну и потребовала ее остановить. Из-за своей публичной антивоенной позиции сразу после 24 февраля 2022 года Колесникова уехала в Европу. Находясь уже там, в качестве волонтера помогала бегущим от войны жителям Украины. В Крым Людмиле пришлось вернуться из-за тяжелой болезни матери – чтобы помочь и успеть попрощаться. Вот что о ней рассказывает один из близких друзей, который из-за своих антивоенных взглядов тоже покинул Крым. Опасаясь за его безопасность, мы не раскрываем имя этого человека и не показываем его лицо:

"Мы с ней вообще, на самом деле, даже общались накануне, когда она вынужденно поехала туда. Вот тут самый важный момент – вынужденно поехала, потому что она уже понимала, что у нее при смерти мама находится, и хотела с ней попрощаться. Предчувствие у нее было, но она не верила в это все, потому что по факту никаких глобальных действия она не совершала".

Как говорят родные и близкие Людмилы, раньше она не интересовалась политикой, а с оккупацией Крыма Россией смирилась. В 2014-м Людмиле Колесниковой было 24 года. Начинающая юристка в украинской милиции. Сохранив паспорт гражданки Украины, она согласилась поставить свою подпись и под документами и о гражданстве России. Уже при новой – российской – власти успела поработать в крымском МВД, но затем уволилась и стала бьюти-блогером. По словам тех, кто ее знает, Людмила плакала от отчаяния, когда в феврале 2022-го войска России пошли в наступление на Киев и стали ежедневно бомбить украинские города. Шокированная происходящим, женщина публиковала в социальных сетях посты о преступлениях российских военных.

"Она прекрасно понимала, что ее знакомые по Крыму осведомлены о ее позиции, и это [возвращение], конечно, могло бы показаться таким легкомысленным поступком, особенно учитывая, что человек все же работал в российских силовых структурах. Но те обстоятельства, тяжелая болезнь и впоследствии смерть матери – они, наверное, просто показывают ее, во-первых, приоритеты, что она сочла невозможным для себя не попрощаться с матерью, ну и, во-вторых, видимо, какой-то ее позитивный настрой. Она, очевидно, надеялась на то, что у нее получится безопасно съездить в Крым и вернуться оттуда на Запад", – говорит журналист издания "Медиазона" Дмитрий Швец, который писал о деле Колесниковой.

Съездить безопасно в Крым не получилось. На родине Людмилу уже ждали. Российские следователи пришли за ней сразу после похорон мамы.

"Абсурдность дела Людмилы, конечно, просто вопиющая, – говорит Ольга Скрипник из Крымской правозащитной группы. – Задерживали ее дважды. Первый раз на нее сделали административное дело, чтобы просто подержать ее 12 суток у себя, для того, чтобы сфабриковать дело. То есть если бы оно было – зачем тогда ее держать 12 дней под административным арестом? Собственно, как раз это административное задержание, которое было сначала после смерти ее матери, четко говорит о том, что даже у сотрудников ФСБ ничего на нее не было. Им нужно было эту женщину продержать, чтобы что-то сфабриковать, а потом уже ее забрать".

Три месяца после ареста родственники Людмилы не могли связаться с ней и даже не знали, жива ли она. Как выяснилось позднее, Колесникову тайно перемещали из одного СИЗО в другое: из одних пыточных условий в другие, как рассказывают ее родные. По их данным, к концу 2024 года Людмила, находясь в заключении, похудела до 46 килограммов. Правозащитники выяснили, что женщину поместили в одну из подконтрольных ФСБ секретных тюрем в Крыму, где в условиях максимальной изоляции держат военнопленных и гражданских заложников из Украины. Вот строки из письма, написанного Людмилой из неволи в октябре 2024 года:

"Очень жаль людей, которые там, – часто о них думаю. И я не понимаю, как я, работая юристом, не знала о таких вещах? Я даже не подозревала, что такое может быть".

До предъявления официального обвинения в госизмене Людмилу, как рассказывают ее близкие, пугали статьями о шпионаже и финансировании ВСУ. Мол, российские следователи что-то отыскали про покупку Людмилой марок с "русским военным кораблем", деньги от продажи которых – 25 евро – были отправлены в помощь Украине и ее вооруженным силам.

"Всем, конечно, понятно, для чего ей вменяют это преступление, – рассуждает друг Колесниковой. – Это акция запугивания остальных инакомыслящих, в частности, крымчан. Получается такая ситуация: люди, которые имели совесть, имели позицию, которые не побоялись ее высказать, они высказались, делали определенные действия – в настоящий момент они страдают".

Родственники заключенной Колесниковой сообщают, что после того, как были опубликованы выдержки из писем Людмилы, руководство следственного изолятора в Симферополе запретило ей вести любую переписку с внешним миром.

XS
SM
MD
LG