Военный суд Акмолинского гарнизона в Казахстане назначил четверым бывшим сотрудникам Комитета национальной безопасности (КНБ) до 6,5 лет лишения свободы по делу о применении пыток в отношении 13 человек, задержанных во время "спецоперации" весной 2021 года. Об этом сообщает казахская служба Радо Свобода/Азаттык.
Самый большой срок, 6,5 лет заключения, получил подполковник Еркин Аманов. Майор Хамит Абдугани и капитан Кайрат Сартаев получили по пять лет лишения свободы, а специалисту управления пограничного контроля "Астана" Куандыку Мухтарханову назначили четыре года заключения, уточнило издание.
Все осужденные частично признали свою вину.
Суд также обязал осужденных выплатить в Фонд компенсации потерпевшим 73,8 млн тенге ($165,8 тыс.) и запретил им работать в госорганах в течение трех лет.
По версии обвинения, весной 2021 года во время проведения "спецоперации" КНБ "по пресечению организованной преступной группы", которая прошла одновременно в Астане, Алматы, Павлодаре и Семее, сотрудники спецслужбы задержали несколько десятков человек.
Силовики тогда заявили, что задержанным вменяют "похищение человека", "вымогательство", "покушение на убийство", "хищение золотосодержащего сырья" на руднике Суздаль, разрабатываемом финансово-инвестиционной компанией "Алель", "контрабанду", а также "создание транснациональной преступной группы и руководство ею".
Впоследствии к 28 задержанным силовики применили пытки, но следствие признало потерпевшими лишь 13 из них.
Родственники потерпевших в суде заявили, что силовики признались в том, что избивали задержанных только руками и дубинками, чтобы избежать более сурового наказания.
"Они не признают, что подвешивали задержанных, опускали их головой в унитаз, заталкивали в рот кипятильник, в задний проход – дубинку. Мы с самого начала говорим, что они лишь исполнители. Мы хотим узнать, кто отдавал приказ пытать, и призываем привлечь их к ответу", – заявила родственница одного из потерпевших Куралай Омирубаева.
Международные организации регулярно сообщают о случаях применения пыток сотрудниками силовых ведомств Казахстана по отношению к задержанным, арестованным и лицам, отбывающим уголовное наказание, указывая на массовый характер этой практики. В то же время власти Казахстана признают проблему только частично, утверждая, что активно работают над ее устранением.