По данным Союза журналистов Украины, с февраля 2022 года при выполнении своих профессиональных обязанностей погибли 18 украинских журналистов, еще девять стали гражданскими жертвами российской агрессии. Тяжелые ранения получило еще большее число сотрудников СМИ. Среди них – оператор Reuters Иван Любиш-Кирдей, который ранее работал на телеканале "Настоящее Время". Полгода назад он получил тяжелое ранение, находясь на съемках в Краматорске. Сейчас Иван вышел из комы и встал на ноги.
25 января с родными и многочисленными друзьями Иван Любиш-Кирдей отмечал свой 41-й день рождения и первый – после тяжелого ранения и длительного лечения. Такой вечеринки, говорят его коллеги, наверное, не видели еще ни в одной больнице.
Сейчас Иван уже самостоятельно стоит, может петь и даже немного танцевать. Хотя еще совсем недавно был прикован к постели.
В День независимости Украины, 24 августа 2024 года, российская ракета "Искандер" ударила ночью по отелю в Краматорске. В нем Иван жил со съемочной группой международного агентства Reuters. Он оказался в эпицентре взрыва. Его коллега из Великобритании погиб. В тот день, за несколько часов до атаки, Иван снимал эвакуацию мирных жителей из Покровска. Это был его последний репортаж перед тяжелым ранением.
Больше месяца Иван провел в коме. Самостоятельно не дышал. Врачи не давали никаких прогнозов. Он перенес множество сложных операций.
"Ракета повредила мне ногу, руку, челюсть. Я плохо разговариваю. Челюсть смещена", – рассказывает Иван о своем ранении.
То, что он выжил после такого удара и пришел в себя, медики называют чудом. Теперь он заново учится самостоятельно ходить.
Самое большое желание Ивана – снова взять в руки видеокамеру и вернуться к работе. В профессии он уже более 20 лет. В 2014-м Иван был одним из трех медийщиков, которые смогли вырваться из "Иловайского котла", когда российская армия окружила ВСУ. Потом долгое время работал на телеканале "Настоящее Время". Начало полномасштабного вторжения России в Украину зрители телеканала видели глазами Ивана.
Он снимал не только войну. Уникальные истории людей, политические встречи, саммиты, резонансные суды, протесты, пандемию.
"Больше всего сейчас я хочу домой и снимать, – говорит Иван. – Потому что я знаю, что идет война в стране и я пропускаю важные моменты. И для меня, как для оператора, это недопустимо".
Иван – душа любого коллектива и компании. За пять лет он редко бывал в офисе без баяна. Теперь концерты Иван дает в больничной палате.
Каждый день он занимается с реабилитологами и логопедами. Недавно врачи разрешили ему пользоваться мобильным телефоном.
А еще Иван сейчас часто рисует. В альбоме уже не осталось чистых листов. После того как пришел в себя, он нарисовал киевский парк "Муромец".
"Я соскучился по нему, и я его нарисовал. Потому что в этот период – осенью и весной – я часто туда ездил и снимал его. Мне его не хватало", – рассказывает он.
Дома Ивана ждут восьмилетняя дочка Саша и жена Мария. Именно они, говорит Иван, – его главная мотивация сейчас.
"Мой ребенок растет, моя жена живет. И я должен сделать все возможное, чтобы быть с ними", – говорит он.