В российских городах массово "минируют" школы – из-за этого на уходящей неделе в Екатеринбурге эвакуировали 151 школу, в Саратове – 109 школ. Сообщения о ложных минированиях поступали в учебные учреждения Архангельска, Красноярска, Самары, Нижнего Новгорода – за последние дни около 500 школ по всей России пришлось эвакуировать. Городские власти реагируют по-разному: одни молчат о случившемся, другие называют произошедшее "вмешательством извне".
13 января во всех 109 школах Саратова уроки отменили. Некоторые ученики даже не успели дойти до своих классов, другие эвакуировались во время уроков. Валерия Сергеева, ученица 11-го класса саратовского лицея №36, рассказывает: "У нас был урок математики, и все очень надеялись, что будет эвакуация, так как это легальный способ свалить с уроков. Учительница говорила, что никаких сообщений не поступало, но буквально через пять минут она объявила, что через пятнадцать минут будет эвакуация. И все были несказанно рады".
Другая ученица того же саратовского лицея подтверждает: дети были довольны. "Все произошло резко и непонятно. Многие просто шли, не зная причин. Наш лицей узнал об этой эвакуации в последний момент. Учитывая характер учеников, многие обрадовались, и я не исключение".
На запросы прессы о происходящем городская администрация ответила так: "Ведется эвакуация школ. Спецслужбам предстоит обследовать большое количество зданий учебных заведений".
Никаких официальных сообщений администрация Саратова по такому случаю не опубликовала, глава города Михаил Исаев тоже. Власти отчитываются об уборке снега:
Лжеминирования школ и последующие эвакуации в последние дни были в Красноярске, Архангельске, Самаре, Нижнем Новгороде. В Екатеринбурге в родительских чатах распространялся текст анонимных писем, поступивших на электронные адреса школ.
Консультант по информационной безопасности Алексей Шляпужников объясняет, что это за письма: "Почти всегда это письма, которые приходят с домена protonmail. Они содержат в себе очень мало исходной информации и не содержат IP-адреса, по которому их можно отследить. Они в высокой степени анонимные. Чаще всего это простое сообщение о том, что в таком-то месте по такому-то адресу заложено взрывное устройство. По инструкции российские власти должны эвакуировать помещение, чтобы провести обследование. И каждый раз это происходит".
Мэр Екатеринбурга Андрей Орлов сделал заявление о том, что за лжеминированиями стоят некие внешние силы, но какие – так и не пояснил: "Это вмешательство извне. Мы это уже не раз проходили за последние два-три года, к сожалению. Есть деструктивные силы, которые из ближнего зарубежья раскачивают ситуацию".
Также мэр заявил, что власти разбираются в ситуации и держат связь со спецслужбами. Эксперты по кибербезопасности высказывают разные версии о том, почему до сих пор от такого типа преступлений нет эффективных вариантов защиты. Директор агентства разведывательных технологий Роман Ромачев объясняет это отсутствием реального международного сотрудничества в сфере борьбы с киберпреступностью: "Подобные сообщения сродни хакерским атакам. При подготовке к атаке хакеры маскируют свои следы, используют разветвленные сервисы по всему миру. Чтобы получить информацию с того или иного сервиса, российские правоохранительные органы должны отправить сотни и тысячи запросов в разные страны, а мы знаем, какая сейчас геополитическая ситуация, как сотрудничают Россия, США и Китай. По факту они не сотрудничают. Это способствует тому, что ни Россия, ни США, ни Китай не могут полноценно бороться с преступниками – как с хакерами, так и с подобными террористами".
Версия Алексея Шляпужникова состоит в том, что причину эвакуаций надо искать не за границей и вовсе не в хакерской среде: "Кто это делает, я точно не могу сказать, но коллеги очень часто высказывают предположение (и я склонен им в какой-то степени доверять), что это похоже на систему учений. Всегда, практически всегда эвакуация проходит в образцово-показательном режиме".
Текущая волна ложных сообщений о бомбах затрагивает в основном школы, хотя изредка в рассылку попадают другие объекты. Так, в Томске заминировали офис "Единой России", в Новосибирске минировали суды, в Екатеринбурге, кроме школ, эвакуировали вузы и филармонию.
Управление ФСБ по Свердловской области уже отчиталось, что массовые минирования инициировали из-за рубежа с целью дестабилизации социально-политической обстановки и создания паники.
После прошлой волны лжеминирований социальных объектов в 2019-2020 годах российские правоохранители так и не раскрыли преступную сеть. Чаще раскрываются единичные случаи, когда сообщения о бомбе рассылают люди в неадекватном психическом состоянии или в состоянии опьянения.