За екатеринбургским пиарщиком, политтехнологом и активистом Ярославом Ширшиковым силовики пришли в апреле 2023-го. Уголовное дело против него возбудили по статье об оправдании терроризма – за пост в телеграм-канале в день смерти "военкора" Владлена Татарского. В публикации Ширшиков признался, что не сожалеет о гибели Татарского. От своих слов он не отказался и впоследствии объяснял этот пост так: "Так или иначе этот человек активно звал войну в чужой дом. Активно звал – и война пришла к нему. Так всегда бывает. Это не людоедство с моей стороны, это я подчеркнул, что бумерангом возвращается то, чего желаешь другим".
Одно из самых ярких высказываний Владлен Татарский сделал в сентябре 2022 года, когда оказался в Кремле, на встрече по случаю подписания договора о "присоединении" к России оккупированных украинских территорий: "Всех победим, всех убьем, всех, кого надо, ограбим. Все будет, как мы любим. Давайте, с богом", – произнес он. Убит Татарский был в апреле 2023 года в результате взрыва в кафе в Петербурге.
За пост о его смерти суд в Екатеринбурге приговорил пиарщика Ширшикова к двум годам колонии, а позже апелляционный военный суд ужесточил наказание – до пяти лет лишения свободы. За один пост в телеграме.
В интервью, которое Ширшиков дал уже после ареста, в СИЗО, он говорил: "Никогда терроризм не может быть оправдан – ирония судьбы в том, что я в армии возглавлял группу антитеррора. Я последовательный гуманист, последовательный противник терроризма. Как я оказался здесь за оправдание терроризма – загадка истории, ирония судьбы".
Это не первое уголовное дело в отношении Ширшикова: пиарщик последовательно высказывался о беззаконии, участвовал в обсуждении важных городских вопросов, а после февраля 2022 года открыто высказывал антивоенную позицию.
"Мне, моим детям и моей дочке не стыдно будет сказать: я сделал все что мог. Папа, как же ты вот это все допустил? А я скажу: я не допускал этого, я всегда был против. Ответственность на мне есть. На всех здравомыслящих людях есть ответственность", – говорил Ширшиков.
В первый раз его судили в 2020-м по статье о призывах к массовым беспорядкам – он призывал граждан на митинг против вырубки сквера в центре Екатеринбурга для строительства храма. В 2019 году в результате массовых протестов власти в итоге отказались от идеи строительства храма в сквере на Октябрьской площади. Еще одна уголовная статья по которой был осужден пиарщик, – клевета в отношении Николая Цуканова, на тот момент полпреда президента по Уральскому федеральному округу.
"Ярослав был довольно яркий человек у нас в политической тусовке в целом, он не пропускал протестные мероприятия никогда, – рассказывает на условиях анонимности знакомый Ширшикова. – Поняли, что он яркий и что выделяется, и чем-то он раздражал все-таки власть. Казалось бы, можно было не обращать внимания, потому что у него всегда все было в шутку по большому счету. Очень ироничный такой человек".
Летом 2022 года Ширшикова оштрафовали по статье о "дискредитации" армии России. Суд усмотрел дискредитацию вооруженных сил России в интервью пиарщика телеканалу ТВ-2, в котором он сказал: "Текущая власть страдает какими-то больными, нездоровыми имперскими амбициями, и это все ведет нашу великую родину, мою любимую Россию в тартарары – в кошмар и кромешный ад".
Правозащитный центр "Мемориал" подчеркивает: систематическое преследование Ширшикова связано с его высказываниями и общественно-политической деятельностью. В ноябре 2024 года, отбывая наказание в СИЗО-4 города Камышлов, Ширшиков в письменном виде попросил не включать его в списки на обмен:
"…Я как узник совести, признанный политзаключенным на международном уровне, требую исключить меня из списков по обмену. Я предпочитаю задавать вопросы властям моей страны без помощи иностранных правительств. А если, чтобы оставаться на родине и быть со своим народом в самую трудную минуту, я должен сидеть в тюрьме, я буду сидеть в тюрьме", – говорится в заявлении политзаключенного.
Первый и пока единственный обмен российских политзаключенных на осужденных за границей россиян прошел в августе 2024 года. Достоверной информации о подготовке второго подобного обмена нет.
Кстати, именно Ярослав Ширшиков сопровождал журналиста Wall Street Journal Эвана Гершковича во время командировки в Екатеринбурге. Позже Гершковича арестовали, судили и в итоге обменяли. В комментарии агентству Reuters, который Ярослав Ширшиков дал за три недели до собственного ареста, он говорил о Гершковиче так:
"Эван остался мне глубоко симпатичен как человек – я переживал по-человечески за него и с утра создал кипеж в СМИ городских по поводу розыска Эвана. И потом уже силовики признали, что он задержан".
Сейчас Ярослав Ширшиков отбывает наказание в исправительной колонии № 2 в Екатеринбурге. Известно, что пиарщика дважды водворяли в ШИЗО – штрафной изолятор. Кроме того, в письмах близким Ширшиков рассказывает об обострившихся болезнях и проблемах с глазом.
"Я так понимаю, что у него сейчас там проблемы со здоровьем, речь идет чуть ли не про удаление глаза. Что довольно страшно. Но в целом, судя по тому, что я вижу, Ярослав бодрится, читает, насколько может, и вроде как не теряет силы духа", – рассказывает знакомый Ширшикова.
Вины в деле по оправданию терроризма уральский политтехнолог не признает.