В Кыргызстане правительство предложило выводить малоимущие семьи из состояния бедности, заключая с ними так называемые "соцконтракты". Семьям предлагают единовременно выплатить 100 тысяч сомов (примерно $1200), на которую они должны будут открыть собственный маленький бизнес. Но деньги дают не просто так, а в обмен на отказ от ежемесячных детских пособий. Правозащитники считают, что в целом это неплохая идея, однако условия этих контрактов довольно жесткие и не в полной мере могут улучшить положение бедных семей.
Жительница Бишкека Мээрим Ашымканова – массажист. У нее инвалидность 2-й группы по зрению. Раньше Мээрим работала оператором на почте, но когда начались проблемы со здоровьем, ей пришлось уйти. У ее мужа также нет постоянной работы, зато в семье есть трое детей. Раньше семья едва сводила концы с концами, получая мизерные доходы. Теперь Мээрим – частный предприниматель: арендовала помещение и открыла свой массажный кабинет. Со временем женщина надеется развить свой бизнес и пробрести помещение в собственность.
"Когда я узнала о соцконтракте, я сразу же заинтересовалась. Мне помогли составить бизнес-план, – говорит Мээрим. – Я купила кушетку, все необходимые крема и масла. Клиентов сейчас пока немного, я в день всего по 2-3 сеанса провожу. Но я настроена оптимистично: даже купила специальный шейный массажер для тех, кто будет сидеть в очереди ко мне на сеанс – чтобы не просто сидели, а с пользой для себя".
Размер государственного гранта на открытие своего дела для семей, которые живут за чертой бедности, – 100 тысяч сомов или около $1200. В этом году, как отмечают в Министерстве труда, соцобеспечения и миграции Кыргызстана, заключить такие контракты захотели свыше двух с половиной тысяч семей, которые живут за чертой бедности. Это не очень много: всего в Кыргызстане сейчас более 107 тысяч малоимущих семей: ими в республике считаются те, чей совокупный семейный доход в расчете на каждого члена не превышает $12 в месяц.
$12 в месяц сегодня составляет и размер пособия на ребенка в бедной семье. По условиям соцконтракта, семья, которая берет соцконтрактные деньги, должна отказаться от этих выплат.
"Мы идем по пути китайского реформатора Дэн Сяопина, – объясняет Наргиза Турумбекова, завотделом Министерства труда, соцобеспечения и миграции Кыргызстана. – Он также в свое время в Китае предложил такую поддержку для для развития малых и средних бизнесов и снижения уровня бедности".
Чаще всего, по словам представителей Минтруда, желающие выбраться из нищеты и организовать свой бизнес выбирали швейное дело, сельское хозяйство, а также хотели открыть автомастерскую. Чиновники считают, что для старта такого малого бизнеса $1200 достаточно, но правозащитница Назгуль Турдубекова с этим не согласна.
"Все предприниматели знают: чтобы открытое дело было устойчивым, в него нужны постоянные вложения. А откуда деньги у семьи, которая проживает в крайней бедности? У них должны быть деньги в запасе. Поэтому, чтобы результаты были устойчивые, нужно эти семьи дополнительно финансировать", – настаивает она.
Турдубекова также полагает, что условие "Мы вам даем деньги на бизнес, а вы отказываетесь от пособий" – не совсем правильное. По ее словам, материальное положение детей в бедной семье не должно ухудшаться из-за того, что в семье решили заняться бизнесом, а государство не должно перекладывать на родителей свои социальные обязательства.