В Киеве состоялась премьера драмы "Тело Христово" (Corpus Christi) Яна Комасы – номинанта на премию "Оскар" от Польши. Фильм рассказывает историю Даниэля, заключенного, решившего стать священником. Картина основана на реальныx событиях.
38-летний Ян Комаса – режиссер, сценарист и продюсер. Сквозная тема фильмов режиссера – молодой герой в экстремальных обстоятельствах. Одна из его первых работ "Зал самоубийц" (2011) рассказывает о старшекласснике, который присоединяется к интернет-сообществу, помешанному на суициде. С фильма как будто списала свое резонансное расследование о группах смерти "Новая газета". Следом Комаса снял фильм "Город 44" о бойце польской Армии Крайовой, боровшейся против немецкой оккупации. Во время Варшавского восстания главный герой теряет своих любимых.
"Тело Христово" – это история двадцатилетнего Даниэля, который во время своего пребывания в колонии для несовершеннолетних обращается к религии и решает стать священником. Увы, людей с судимостями не принимают в семинарию. После условного освобождения Даниэлю одна дорога – в глушь, на лесопилку, которой владеет местный коррумпированный мэр. Парень, однако, отказывается следовать предписаниям, выдает себя за священника и в отсутствие захворавшего викария исполняет его обязанности. Его методы проповеди и отношение к обрядам удивляют и шокируют жителей городка, но со временем харизма и искренность лжепастора начинают привлекать прихожан.
На первый взгляд режиссер Ян Комаса придерживается стилистики "кинематографа морального беспокойства", который пережил в Польше расцвет еще в конце 1970-х, но продолжает влиять на польских кинематографистов. К "беспокойным" причисляют большинство картин Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси, а также фильмы Кшиштофа Кесьлевского и Агнешки Холланд. Польские режиссеры поднимали тему несоответствия лозунгов правящей Коммунистической партии и действительности, их герои боролись против деградации личности и лживой пропаганды.
Формальные признаки жанра в ленте Комасы поначалу соблюдаются: невыносимые детали повседневности, высокий нравственный накал, сильные религиозные мотивы. Однако место Коммунистической партии теперь занимает церковный институт.
Оказывается, что католическая церковь, которая в Польше имеет статус непререкаемого авторитета и финансируется государством, может быть неправа. Что самозванец, набравшийся знаний о церковных ритуалах в тюрьме, может научить всепрощению и сочувствию лучше, чем профессиональные служители в рясах. Что вера – это не только соблюдение писанных и неписанных норм, но и готовность их нарушить во имя сострадания и помощи ближнему.
Исполнитель главной роль Бартош Белень (приз "Серебряный Хьюго" за лучшую мужскую роль на МКФ в Чикаго) сочетает в своем герое и надрыв, и истовую веру, и неисправимый тюремный мачизм, и неожиданную полудетскую наивность. Он наращивает уровень эмоций вплоть до шокирующего, взрывного финала, который – и это свойство хорошего кино – не дает окончательного ответа, но откликается в сознании долгим диалогом, новыми вопросами.
Фильм "Тело Христово" уже получил премию Label Europa Cinemas Венецианского фестиваля. Неизвестно, как сложится "оскаровская" гонка, но "Тело Христово" представляется на сегодня одним из сильнейших кандидатов на обладание статуэткой. Премьера фильма прошла уже в более чем 15 странах. Покажут ли картину в России, пока неизвестно.