Российская армия ведет наступление в Украине сразу на нескольких направлениях, но его темпы в последние недели падают. По данным украинского проекта DeepState, наступление замедляется уже третью неделю подряд.
За первую неделю апреля российская армия смогла захватить всего 24 с половиной квадратных километра территории, в основном на Донбассе и в Харьковской области. Как пишет издание "Агентство", в начале марта темпы были еще ниже. Для сравнения: за одну неделю в ноябре 2024 года Россия захватила в десять раз больше – почти 235 квадратных километров украинских земель.
Аналитики называют несколько причин замедления: истощение запасов бронетехники, нехватка личного состава и низкий уровень подготовки российских новобранцев, а также то, что украинские военные совершенствуют тактику атак дронами.
В оперативном управлении украинских войск "Хортица" подсчитали, что при завоевании каждого квадратного километра территории на востоке Украины российская армия теряет 146 военных, четыре с половиной пушки, две бронемашины и один танк.
Тем не менее, низкие темпы наступления и его высокая цена не мешают Владимиру Путину утверждать, что российские войска "набирают обороты, действуют все более и более эффективно": это президент России заявил в конце марта на атомной подлодке в Мурманске.
Эксперты, опрошенные Настоящим Временем, полагают, что и действия России на фронте, и победная риторика военного руководства РФ преследуют две цели. Во-первых – это попытка проломить фронт хотя бы на одном направлении в надежде, что тогда "посыпятся" и остальные участки. Во-вторых, это попытка показать военные успехи в Украине Трампу перед возможными мирными переговорами по Украине – чтобы аргументировать претензии на большую территорию на этой встрече.
И украинские военные, и западные военные аналитики прогнозировали, что российские военные планируют весной многовекторное масштабное наступление по всей линии фронта. О том, что Россия готовит новое наступление на Сумскую, Харьковскую и Запорожскую области, предупреждал и Владимир Зеленский. Похожую информацию публиковал также американский Институт изучения войны. Но там считали маловероятной способность российских войск осуществить три значительных наступательных операции одновременно.
Чем вызвано снижение интенсивности наступления российской армии? И способна ли российская армия на "большое наступление" весной 2025 года? Об этом эфире Настоящего Времени рассказал украинский военный эксперт, заместитель директора Центра исследования армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь.
По его словам, главные причины замедления российского наступления – это как истощение личного состава, так и выбывание из строя бронетехники.
"В целом очень сложно вести наступление в течение нескольких месяцев, а Россия продвигается уже больше года, – объясняет эксперт. – Это, естественно, изматывает вооруженные силы. Важно понимать, что все эти наступления, все эти действия российской армии, конечно, движимы политической волей Кремля, которая требует какого-то успеха. Успехи показать на переговорах с Трампом, что Россия побеждает, Россия продавливает фронт, Россия может идти дальше. Но все это происходит через огромные потери".
Михаил Самусь объяснил: бронетехнику нельзя быстро восстанавливать, поэтому проблемы с ней будут только нарастать. Как и проблемы с личным составом. К тому же, по его словам, большую роль играет и экономический фактор.
"Война будет продолжаться, и Россия будет иметь возможность продолжать войну ровно столько, сколько ей будут позволять зарабатывать большие деньги. Если цены на нефть продолжат падение, значит, ресурсов в России будет меньше, соответственно, они не смогут платить по 30, по 40 тысяч долларов за подписание контракта. Я уверен, этот фактор очень быстро отобразится на способности российской армии набирать новых солдат. И тогда или придется каким-то образом адаптироваться к этой ситуации, или объявлять мобилизацию".
Однако эксперт подтвердил, что сейчас российская армия пытается наступать на всех направлениях.
"На всех буквально, если посмотреть от Харьковской области до Запорожской, они пытаются штурмовать, бросать людей. Иногда даже колонны бронетехники зачем-то выдвигают, и украинские военные с различными инструментами их быстро уничтожают, – говорит он. – Но политическая задача – проломить фронт. Если Россия будет продолжать использовать ту же тактику, что и сейчас, то я не вижу возможности для России собрать группировку еще где-то 100 тысяч человек, например, и пойти вперед. Единственное место, где это можно сделать, – это Беларусь. Это будет асимметричный подход – попытаться застать украинскую армию врасплох. Но дело в том, что украинская армия к такому сценарию готова. Мы давно уже знаем, что территория Беларуси – это плацдарм, а граница с Беларусью – линия фронта".
Также Михаил Самусь рассказал о целях операции ВСУ в Белгородской области (Зеленский накануне впервые подтвердил присутствие там украинских войск). По его словам, они такие же, как и в Курской, и стратегические, оперативные, и тактические.
"По поводу оперативно-тактических задач – это хаотизация вооруженных сил России в этом районе: не дать возможность России подготовить плацдармы и районы для выдвижения и наступательных действий против Украины, а с другой стороны – оттянуть еще больше сил с Донбасса и с других направлений, – объясняет военный эксперт. – Формирование буферной зоны, то есть занять выгодные в тактическом плане районы, высоты именно на территории Белгородской и Курской областей и создавать там оборонительные позиции, которые не будут давать России продвигаться в Сумскую область. Точно так же можно говорить и о Брянской области, и о другой российской области, где будут формироваться такие буферные зоны".
Военнослужащий Сил территориальной обороны ВСУ, военный эксперт Александр Мусиенко в эфире Украинской службы Радио Свобода выразил мнение, что цель операции ВСУ в Белгородской области – не допустить концентрации российских подразделений и перехода в наступательные боевые порядки.
"Мы понимаем, что после того, как Россия постоянно подтягивает дополнительные силы для перегруппировки своих позиций и восполнения потерь, риски для Сум и центра города растут. Для противодействия этим рискам мы проводим превентивные действия, чтобы не допустить быстрого начала наступательных действий противника, – объясняет он. – Что касается ситуации в Сумской области, то если бы украинские силы не проводили контрмероприятия в Белгороде, враг уже смог бы вести боевые действия и продвинуться в сторону Сум".
Тем временем 10 апреля в Брюсселе пройдет очередная встреча "Коалиции желающих" помочь Украине европейских государств и неевропейских стран, таких как Канада и Австралия. Министры обороны обсудят следующие этапы планирования "мер по поддержанию безопасности, необходимых для предотвращения дальнейшей российской агрессии".
Группа из 30 стран была сформирована в начале марта после перепалки между президентом США Дональдом Трампом и президентом Украины Владимиром Зеленским в Белом доме. Среди ее главных целей — создание военных сил для развертывания в Украине после прекращения огня или мирного соглашения.
Большой проблемой для создания этих сил является то, что многие страны, включая Великобританию, заявили, что это будет возможно только при поддержке США. Но от США пока не поступало четкого сигнала о готовности оказать помощь.
"Европейцы должны убедить Трампа поддержать эту идею, — заявил в интервью RFE/RL Джейми Ши, занимавший различные руководящие должности в НАТО до выхода на пенсию в 2018 году. – Очевидно, что это будут небольшие силы, и они не будут находиться на передовой. Главный вопрос в том, будут ли эти силы когда-либо развернуты, если не будет мира и война продолжится?"