Ссылки

Новость часа

Что нужно для безопасности в Черном море? Объясняет капитан 1-го ранга запаса военно-морских сил Украины


Украинский патрульный катер в Черном море, вдалеке – гражданское грузовое судно. Февраль 2024 года
Украинский патрульный катер в Черном море, вдалеке – гражданское грузовое судно. Февраль 2024 года

Президент Украины Владимир Зеленский рассказал о встрече по безопасности в Анкаре. По его словам, таких встреч было несколько. В них приняли участие представители Украины, Франции, Великобритании и Турции.

"Переговоры прошли. Они были положительными. Это была техническая встреча – встреча технической команды. И встречи на этом уровне в разном формате – и офлайн, и онлайн – продлятся всю эту неделю. После всех этих контактов, когда команды будут готовы, они покажут, что они наработали", – сказал Зеленский.

Первоначально медиа сообщали, что в Анкаре пройдет встреча представителей делегаций России и Украины по вопросам безопасности в Черном море. Однако позднее стороны уточнили, что о такой встрече речи не идет.

В беседе с Настоящим Временем Андрей Рыженко, капитан 1-го ранга запаса военно-морских сил Украины, объяснил, какие условия необходимо обеспечить, чтобы гарантировать безопасность в Черном море и установить там перемирие.

Отставной капитан 1-го ранга запаса Андрей Рыженко – о безопасности в Черном море
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:09:52 0:00

По словам собеседника, первое условие – это прекращение обстрелов портов и заходящих в них судов: "Первый компонент – это то, что порты украинские: Одессу, Черноморск и Південний (Южный) – Российская Федерация не обстреливает ни баллистическими ракетами, ни крылатыми ракетами, ни дронами-камикадзе. К сожалению, обстрел дронами-камикадзе продолжается, по вчерашний день точно", – отметил Рыженко.

Второе условие – обеспечение возобновления навигации. В первую очередь для этого необходимо провести разминирование:

"Навигация даст свободу экономике морской. [Для этого] нужно провести ряд мероприятий. Это минная разведка в портах. Многие порты сейчас просто заблокированы, там нет никакой навигации: это Николаев, Очаков, Херсон. В остальных портах навигация формально закрыта, но ограниченно она существует, судоходство есть в пределах того коридора, который был установлен полтора года назад. [Для возобновления навигации] нужно найти мины, нужно их обезвредить. Кроме этого, нужно восстановить навигационные знаки, без них навигация тоже невозможна, особенно в ночное время суток. И тут будут привлекаться и военные специалисты, и гражданские – и нужно, чтобы им не мешали, чтобы их не обстреливали. А в таких портах как Николаев, Очаков РФ может использовать [для обстрелов] даже средства небольшой дальности, чтобы поражать катера, баржи и так далее – с той же Кинбурнской косы".

И, наконец, третьим условием после восстановления навигации должно стать возвращение к довоенным маршрутам для кораблей, говорит Рыженко:

"Когда откроется навигация, суда должны иметь возможность напрямую идти из Одессы на Босфор через центральную часть моря, а не прячась в пределах территориальных вод соседних государств. Это сократит сам маршрут, время перехода и значительно удешевит страховку. Страховки сейчас большие, и их покрывают граждане Украины и тех государств, которые получают эти товары".

По мнению собеседника, на переговорах в Анкаре стороны обсуждают оценку возможных угроз для выполнения всех этих условий, а также планы по их предотвращению – от экономических и политических до военных. Андрей Рыженко объяснил, как каждая из участвующих стран может оказать влияние на то, что происходит в Черном море:

"Великобритания и Франция могут помочь нам открыть навигацию. Тут даже корабли не нужно заводить в Черное море: специальные противоминные подразделения можно перебросить по воздуху либо другим транспортом. Нужно просто помочь открыть порты – найти мины и их уничтожить. Глубины небольшие, сейчас поиск мин могут производить катера длиной 10-12 метров, которых поставлено [в рамках военной помощи Украине] за этот период много. Ну и плюс противовоздушная оборона портов, если вдруг там возникнет какая-то ситуация опять же с дронами, чтобы заблаговременно узнать об этой угрозе и отразить. И, соответственно, разведданные, потому что чем раньше Украина узнает про этот удар, тем лучше сможет на него среагировать.

У Турции полный набор сил и средств в Черном море: фрегаты, авиация, подводные лодки. Они просто могут закрыть меридиан и следить за тем, чтобы российские корабли, которых достаточно еще и в Крыму, чтобы они не атаковали эти суда и не арестовывали их".

При этом по мнению собеседника действия Турции могут сводиться к "мониторингу и предупреждению", что позволяет стране конвенция Монтрё – документ, принятый в 1936 году, согласно которому Турция восстанавливает суверенитет над проливами Босфор и Дарданеллы и берет на себя обязательства о соблюдении принципов международного морского права.

Сама Турция пока не делала никаких заявлений о ходе и результатах четырехсторонних переговорах. Известно, что 16 апреля они продлятся.

После начала войны гражданское судоходство в Черном море регулировалось в рамках зерновой сделки, которую в июле 2022 года Россия и Украина по отдельности заключили в Стамбуле с ООН. В июле 2023 года Россия вышла из так называемой зерновой инициативы, сославшись на невыполнение договоренностей западными странами.

В конце марта 2025 года Россия заявила, что прекратит огонь в Черном море только после отмены санкций против Россельхозбанка и российских производителей и экспортеров продовольствия и удобрений. Президент Украины Владимир Зеленский назвал заявления Москвы манипуляцией.

XS
SM
MD
LG