Дональд Трамп обсудил с президентом Южной Кореи участие войск КНДР в войне России против Украины, заявили в Сеуле. Шестого ноября Трампу позвонил президент Южной Кореи Юн Сук Ель, чтобы поздравить с победой на выборах. По словам офиса южнокорейского президента, Трамп и Юн Сук Ель обсудили "ситуацию в КНДР, включая недавние ядерные разработки, запуски ракет и развертывание войск в России". В Сеуле надеются на личную встречу двух политиков в ближайшее время, в том числе чтобы обсудить участие северокорейских солдат в войне против Украины. Сеул также собирается направить группу наблюдателей в Украину.
В начале ноября министр обороны Украины Рустем Умеров заявлял, что ВСУ уже сталкивались на поле боя с солдатами КНДР. Эти боестолкновения можно рассматривать как официальное начало участия Северной Кореи в войне против Украины, говорит Умеров, уточняя, что участие северокорейских солдат в боях пока не является систематическим.
Первый бой против ВСУ северокорейские солдаты провели в Курской области в районе города Суджа, говорил руководитель Центра по противодействию дезинформации при Совете нацбезопасности и обороны Украины Андрей Коваленко.
По данным американской газеты New York Times, которая ссылается на свои источники среди украинских и американских чиновников, целью операции, в которой участвовали военные из КНДР, был поиск уязвимостей в украинской обороне. Солдаты КНДР вступили в бой вместе с российской 810-й отдельной бригадой морской пехоты, уточнил источник. По данным New York Times, в этом бою северокорейцы понесли первые потери.
В телеграме при этом публикуют якобы первые кадры с северокорейскими военными в Курской области. Но верифицировать их невозможно.
О том, чем солдаты КНДР могут быть полезны украинской разведке и зачем Россия скрывает их – в эфире Настоящего Времени рассказал бывший сотрудник Службы безопасности Украины (2004-2015) Иван Ступак.
По словам эксперта, доказательств присутствия солдат из КНДР на территории России пока нет – есть только ссылки на сообщения украинских военных, которые говорят, что боестолкновения были, и называют приблизительные цифры попавших под обстрел северокорейских военных.
Также, по данным Ивана Ступака, командование армии РФ пытается скрыть их наличие.
"Российская Федерация играет таким образом: она же пытается выйти из этой истории с северокорейскими военными немножко хитро. Да, с одной стороны, она не скрывает, что они понимают участие, получают форму, на них даже знаки различия, но есть информация, что им раздают документы уроженцев Бурятии или каких-то отдаленных регионов, где они визуально похожи на уроженцев этих регионов. Для того чтобы в случае гибели или нахождения трупов этих военных, у Украины не было четких данных, что это северокорейский солдат, вот его документы. Нет, при нем будут документы Бурятии или какого-то другого восточного населенного пункта или восточной территории", – объясняет он.
По словам эксперта, сейчас в украинской армии прорабатываются варианты контактирования с солдатами КНДР и уже изготовлены разговорники с простыми фразами на корейском языке.
"Ходят слухи о том, что есть представители Генерального штаба Южной Кореи в Украине и южнокорейской разведки, которые помогают психологически нарисовать портреты северокорейского военного, как убедить его сдаться, – говорит Иван Ступак. – И есть такая вероятность, что в случае даже попадания в плен этих северокорейских солдат мы сразу не узнаем информацию, не увидим кадров допроса, потому что есть другая информация, что родственники этих солдат находятся в изоляции в Северной Корее. И в случае расшифровки, раскрытия личности пленного все его родные и близкие будут репрессированы".
Эксперт уверен, что в случае попадания северокорейских солдат в плен обменивать их не будут, но существует вероятность, что они поедут в Южную Корею: там они будут интересны в пропагандистских целях и разведывательной информации.
"Любая информация из Северной Кореи имеет колоссальное значение: кто командир, что случилось с предыдущим, почему его убрали, какое обеспечение. И вот даже такой примитив, тем не менее, очень важен, – уверен он. – Например, сдать анализы этим военным. Там можно увидеть, какой рацион питания у этих солдат, каких микроэлементов не хватает в организме, и на этом основании сделать долгоиграющие выводы по поводу обеспечения всей армии. Понять ситуацию с количеством полков, дивизий, с обеспечением, опять же, питанием, снарядами".