МКБ-11 (Международная классификация болезней) – самый современный справочник с классификацией болезней, которую представила Всемирная Организация Здравоохранения еще в 2018 году. Россия запланировала переходить на новый классификатор с 2022 по 2024 год, однако шестого февраля 2024 года в стране отказались от его внедрения.
Настоящее Время рассказывает, чем отличается МКБ-10 от МКБ-11, почему отказ от перехода в первую очередь коснется людей с психическими расстройствами и какие еще нововведения ждут российскую психиатрию в ближайшее время.
Чем МКБ-11 отличается от МКБ-10
ВОЗ составляет МКБ, приглашая для этого специалистов из стран-участниц организации. Одно из преимуществ общего справочника в том, что благодаря ему Минздравы разных стран одинаково обозначают болезни: это облегчает ведение статистики о заболеваемости и смертности.
Страны по всему миру с 2018 года начали переходить на МКБ-11 с МКБ-10, которая вышла в 1990 году. Еще в 2021 году Минздрав России опубликовал распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2021 года № 2900-р "Об утверждении Плана мероприятий по внедрению Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, одиннадцатого пересмотра (МКБ-11)". Переход к 11-й классификации болезней в России начали с первого января 2022 года. Планировалось, что он займет три года, до 2024-го. Отличия МКБ-11 от предыдущей версии классификации состоят, например, в том, что в МКБ-11 добавили новые диагнозы в группу "Психические, поведенческие расстройства или нарушения развития нервной системы": игровое расстройство, СДВГ и другие. Добавили раздел "Нарушения сна и бодрствования", которые раньше относились к разделам "Психические расстройства и расстройства поведения" и "Болезни нервной системы". Также некоторые диагнозы заменили: например, "транссексуализм" – на "гендерное несоответствие", "гермафродитизм" – на "нарушение формирования пола".
Новую классификацию уже официально перевели на русский язык. Еще в 2022 году на ее внедрение планировалось потратить около 200 миллионов рублей из федерального бюджета (около $2,2 млн по курсу на февраль 2024 года). Но шестого февраля 2024 года Минздрав России сообщил, что внедрение МКБ-11 в России приостановлено. "Решение принято в связи с большим количеством обращений граждан, общественных организаций, а также сенаторов и депутатов в части возможного противоречия традиционным моральным и духовно-нравственным ценностям, защита которых предусмотрена законодательством", – сообщили РИА Новости, ссылаясь на пресс-службу Минздрава.
"Ни в одной области медицины не было понятия "карательная", а в психиатрии, к сожалению, было"
Врач-психиатр Елизавета Федорова в разговоре с Настоящим Временем рассказала, что в медицинских кругах среди врачей-психиатров обсуждалось, что МКБ-11 в итоге могут не принять, так как долго шел процесс адаптации и внедрения новой классификации: "Но мы до последнего верили, что это просто наши страхи, и они не имеют ничего общего с реальностью. К сожалению, это оказалось правдой".
В Минздраве сообщили, что отказ от МКБ-11 не навредит пациентам. Федорова подчеркивает: "На соматическое звено медицинской помощи это действительно окажет меньшее влияние – именно рубрика психических расстройств включала глобальные изменения. Какие рубрики психических расстройств не были затронуты в МКБ-11, мне сказать достаточно сложно. С какой стороны ни посмотри – что-то происходило практически с каждой рубрикой, что было достаточно важно для будущего нашего общества".
Именно из-за этого психиатрам будет трудно продолжать работать по МКБ-10. В том числе потому, отмечает Федорова, что именно пациенты психиатров могут попадать в поле зрение силовых структур в России: "Завершенные и незавершенные суициды, принудительное лечение, недобровольная госпитализация, лишение дееспособности – это все в 99 процентах случаев синонимы психических расстройств. И легкий способ лишения прав того или иного гражданина РФ. Ведь ни в одной области медицины не было понятия "карательная", а в психиатрии, к сожалению, было".
Федорова писала в своем телеграмм-канале, что решение Минздрава в первую очередь влияет именно на права пациентов. В разговоре с Настоящим Временем она отметила, что, например, взрослые люди с РАС и СДВГ (расстройствами аутистического спектра и синдромом дефицита внимания и гиперактивности) останутся в "серой зоне" и будут получать диагнозы по принципу "кому что попадется":
"Если попадут в поле зрения ПНД, могут лишиться каких-то прав, например, водительских, когда вступит в силу запрет [на определенные виды деятельности]. Люди с БАР [биполярным аффективным расстройством] второго типа будут продолжать лечиться от обычной депрессии, годами не знать, что у них БАР, и тем самым ухудшать прогноз своей трудоспособности, увеличивая вероятность получения инвалидности в будущем. Будет продолжаться игнорирование такого состояния, как выгорание. Руководители и работодатели будут и дальше стремиться развивать ориентир "успешного успеха" без изменения условий и качества труда людей в нашей стране. Это, в свою очередь, будет приводить к депрессиям и тревожным расстройствам. И это только верхушка айсберга всех тех проблем, с которыми мы столкнемся в связи с отсутствием МКБ-11".
Однако Федорова уверена, что в России останутся врачи, которые "будут знать МКБ-11, продолжать читать современные исследования и обновлять свои навыки": "Проблема тут не в том, что нельзя будет найти врачей, которые знают, что к чему, а скорее в том, что таких врачей не будет становиться больше, качество помощи не будет расти и мы затормозимся еще на десятки лет на текущем уровне или даже сделаем шаг назад. Конечно, мы будем дальше использовать МКБ-11 "вне закона", но только до тех пор, пока не начнутся наказания за это в виде уголовных статей или административных взысканий. В какой-то момент постановка диагноза в психиатрии может дойти и до категории "подпольных абортов", чем черт не шутит. Запрет абортов для многих людей тоже является ересью". В то же время врач-психиатр добавляет, что само по себе использование или знание МКБ-11 не гарантирует осуществление качественной помощи.
Федорова отмечает, что игнорирование мировых тенденций развития науки не может происходить вечно: "Рано или поздно это будет сильно заметно на уровне каждой семьи в России".
"Большое количество людей с такими трудностями могут потерять работу"
Решение Минздрава не переходить на МКБ-11 и трудности для пациентов, которые оно сулит, оказались не единственной новостью за последние дни, связанной с психиатрией в России. Первого февраля Минздрав РФ утвердил новый перечень психических расстройств, при которых запрещены некоторые виды деятельности. Новые ограничения будут действовать с первого сентября 2024 года до первого сентября 2030 года. В перечень вошли, например, такие расстройства, как "органические, включая симптоматические психические расстройства, шизофрения и бредовые расстройства, расстройства настроения (аффективные расстройства), расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, общие расстройства психологического развития, если все эти расстройства являются хроническими и затяжными с тяжелыми или часто обостряющимися проявлениями", и другие.
Полный список запрещенной деятельности при таких диагнозах следующий:
- управление транспортными средствами,
- производство, транспортировка, хранение и применение взрывчатых материалов и веществ,
- деятельность в области использования атомной энергии,
- деятельность, связанная с оборотом оружия,
- проведение аварийно-спасательных работ,
- педагогическая деятельность,
- присмотр и уход за детьми,
- работа с использованием сведений, составляющих гостайну,
- работа по добыче угля подземным способом,
- деятельность, непосредственно связанная с контактами с возбудителями инфекционных заболеваний, возбудителями особо опасных инфекций и пр.
Психиатр Елизавета Федорова считает, что, скорее всего, отказ от перехода к МКБ-11 и новый перечень психических заболеваний, опубликованный Минздравом, не связаны друг с другом: "Однако ситуация, которая происходит с контролем и регулированием медицинской сферы, осуществляющей помощь людям с психическими расстройствами, это точно тенденция. Наше правительство по тем или иным причинам взялось за людей с психическими расстройствами, а почему именно за них – сказать сложно".
Также врач объясняет, что на запрет некоторых видов деятельности наличие или отсутствие МКБ-11 не влияет: "Но этот запрет на самом деле – очень большая проблема, которую, кажется, еще не вполне осознали люди и общество в целом. Ситуация с этими запретами означает, что человек, который по тем или иным причинам наблюдался в ПНД и имеет диагноз из этих рубрик, будет лишен своих прав с различных сторон (от вождения автомобиля до лишения работы). Может показаться, что в нашей стране примерно так всегда и было, но это неверно. Если в случае шизофрении здесь хоть как-то можно понять, почему человеку запрещено быть учителем или воспитателем, то в рубрику "невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства" и "расстройства настроения" входят очень распространенные тревожные (например, генерализованное тревожное расстройство) и депрессивные расстройства".
Так, в клинических рекомендациях по генерализованному тревожному расстройству (ГТР), одобренных Минздравом, говорится следующее: "Распространенность ГТР в течение жизни варьирует от 0,1 до 8,5 процентов и в среднем составляет около 5 процентов случаев среди взрослого населения. Среди других тревожных расстройств составляет существенную долю – от 12 до 25 процентов. Чаще всего начинается между 21,1 и 34,9 годами. Информация о распространенности ГТР в России отсутствует, но диагноз ГТР ставится значительно реже, чем в зарубежных странах".
Это значит, объясняет Елизавета Федорова, что большое количество людей с такими трудностями могут потерять работу: "Конечно, там есть формулировка "в случае, если расстройство является хроническим и затяжным с тяжелыми стойкими или частыми обостряющимися болезненными проявлениями". Но это очень размытая формулировка, которая дает возможность использовать этот диагноз в том или ином контексте, как это будет выгодно людям вокруг".