Режим Лукашенко не просто отправил за решетку тысячи человек, которые принимали участие в массовых протестах или высказывали несогласие с действиями белорусских властей. И не просто осудил их на длительные сроки, часто в пыточных условиях. Даже после выхода из тюрем и колоний бывшие белорусские политзаключенные продолжают жить в режиме жесткого прессинга: под постоянным административным надзором, с ограничением свободы передвижения, и очень часто — в нищете из-за невозможности устроиться на работу. Получить офисную работу бывшему заключенному практически нереально, и даже на тяжелые рабочие специальности их берут с огромным трудом и увольняют при первой же возможности.
Бывшая политзаключенная Ксения Луцкина до августа 2020 года работала журналисткой в Белтелерадиокампании. После президентских выборов, победителем которых ЦИК Беларуси тогда объявил Лукашенко, несмотря на массовые фальсификации, Ксения в знак протеста ушла с госТВ. Вскоре на нее завели два уголовных дела, и по обвинению в попытке захвата власти приговорили к 8 годам колонии. В заключении Луцкина провела почти четыре года.
"Страх – это то, что сейчас происходит в Беларуси: там все всего боятся. Это диктатура в действии, – рассказывает Ксения. – Можно за одно нечаянно сказанное слово не только потерять работу, но и попасть туда, куда никто не хочет".
После выхода из колонии Ксения попробовала устроиться на работу, но рассказывает, что бывшим политзаключенным трудоустроиться по профессии практически невозможно. В лучшем случае им будут предлагать тяжелую неквалифицированную работу.
"Социализироваться в Беларуси человеку с моим прошлым крайне сложно. Практически невозможно найти работу. Человеку с высшим образованием стоит забыть о работе, которую он раньше выполнял, – подчеркивает она. – Но при этом ты обязан найти работу, потому что глава государства сказал, что мы в Беларуси обязаны быть все трудоустроены, и за нами должен быть особый контроль".
Луцкина, как и многие другие политзаключенные, решила не жить в таких условиях и уехала из Беларуси за границу.
Чтобы получить отказ в трудоустройстве в Беларуси, даже не обязательно иметь судимость по "политической" или "экстремистской" статье. Иногда достаточно бывает поставить подпись за альтернативного кандидата на выборах или оставить комментарий против режима Лукашенко в социальных сетях. Владимир Жигарь из правозащитной организации BELPOL, которая помогает белорусским политзаключенным, подчеркивает, что на предприятиях и в учреждениях Беларуси есть служба безопасности, которая проверяет кандидата на лояльность властям. И она не допускает к работе тех, кого подозревает в нелояльности, причем это касается не только государственных структур, но и частного бизнеса.
"На самом деле это огромная проблема. Потому что эти условия, которое создает сейчас режим Лукашенко, фактически вынуждают уезжать из страны людей, которые освобождаются из мест лишения свободы, которые были осуждены по политическим статьям. Шансов найти достойную работу у них в сегодняшней Беларуси нет", – подчеркивает Жигарь.
"Служба безопасности – это, как правило, не действующие силовики, а люди, которые имели отношение к каким-либо силовым ведомствам, в зависимости от предприятия. Это могут быть, например, бывшие сотрудники КГБ, так и МВД", – рассказывает он.
Лукашенко не раз заявлял, что тем, кто выступил против властей в 2020 году, нет прощения, и как следствие – для них нет вакансий.
"Как можно простить публичных людей? Все публичные люди: здравоохранение, СМИ, культура, спорт. Если вы нарушили порядок, закон, если вы выступали против государства, – это видел весь народ, вы публичные люди!" – подчеркивал он.
Экономист Ярослав Романчук говорит, что для нынешних властей Беларуси лояльность важнее профессионализма:
"Режим будет закукливаться, зацикливаться, будет обносить себя железным занавесом. В данной ситуации речь идет о рынке труда, – чтобы нелояльных людей, которые появились внутри системы, изгнать из Беларуси, – объясняет он. – Можно их довезти до границы и выкинуть в лес. А можно создать им условия, когда у них просто нечего будет есть".
Романчук подчеркивает, что во многих отраслях Беларуси сегодня остро не хватает кадров, и из-за этого возникают проблемы в экономике страны. Но, по его мнению, власти все равно не изменят политику в отношении инакомыслящих.
"Для Лукашенко с этими кгбшниками, которые сегодня доминируют, для них не важно то, что будет хуже качество товаров и услуг. Никто не будет возмущаться, – замечает он. – Премьер-министр отвечает за какие-то макроэкономические показатели, за рост экономики. А генерал отвечает за то чтобы в закатанном в асфальт гражданском обществе ничего не прорастало".