Во дворце на площади Марлен Дитрих объявили победителей Берлинале. 70-й Берлинский кинофестиваль – первый организованный новой командой во главе с итальянцем Карло Шатрианом и нидерландкой Мариэтт Риссенбик. Они пришли на смену Дитеру Косслику, единолично руководившему фестивалем 18 лет. Шатриану и Риссенбик удалось внести свежие интонации, откорректировать курс всего форума, при этом нисколько не потеряв в качестве. Берлинале 2.0 вышел более эстетским и местами провокационным. Что не может не радовать. Рассказываем о победителях.
- Главный приз Берлинале – "Золотой медведь" – в этом году достался картине "Зла не существует" иранца Мохаммада Расулофа.
Мохаммад Расулоф – режиссер-диссидент. Все семь его фильмов поверглись цензуре в Иране. В 2010 году он был арестован на съемочной площадке во время работы вместе с другим неугодным режиму режиссером – Джафаром Панахи – и приговорен к году тюремного заключения. В 2017-м власти запретили Расулофу выезжать из страны, забрав паспорт. Режиссер не смог представить свою картину в Берлине, вместо него на сцене стояли актеры.
Расулоф составил сюжет из нескольких историй, объединенных темой смертной казни в Иране. В первой охранник дезертирует из армии, отказавшись казнить узника; далее – история военного, казнившего близкого друга своей невесты – оппозиционного интеллектуала; в заключительном эпизоде выясняются давние семейные тайны – один из героев в свое время был вынужден скрываться из-за отказа казнить осужденного, и потому его дочь воспитывал брат. Драматургия фильма организована захватывающе и прихотливо, как своего рода кинороман, подчиненный нескольким общим мотивам, и главная тема – выбор перед лицом преступного приказа – подана очень убедительно. Заслуживает внимания и операторская работа (Ашкан Ашкани). Однако у фильма достаточно слабых мест, что неудивительно.
Берлинале, как никакой иной фестиваль из первой десятки мировых кинофорумов, уделяет самое пристальное внимание контексту, в котором создается фильм. И если возможен такой жест поддержки, как присуждение главного приза, жюри не колеблется. Так было и с фильмом Джафара Панахи "Такси" (2015), и с "Разводом Надера и Симин" Асгара Фархади (2011). Неизвестно, как сложится судьба Расулофа, но иранским спецслужбам уничтожить этого режиссера по-тихому теперь точно не удастся.
- Гран-при жюри достался картине "Никогда, изредка, иногда, всегда" американки Элизы Хиттман. А приз за лучшую режиссуру – корейцу Хону Сан Су ("Женщина, которая сбежала"). При всей непохожести картин их объединянт феминистский посыл.
В "Никогда, изредка, иногда, всегда" старшеклассница (Сидни Фланиган) узнает, что беременна – вероятно, после изнасилования близким родственником, – и отправляется с подругой (Талия Райдер) делать аборт в Нью-Йорке, поскольку дома, в небольшом городке в Пенсильвании, несовершеннолетним требуется на это согласие родителей.
В преимущественно мужском мире, который окружает девушек, разлита не всегда очевидная, но постоянная угроза – от извращенца на работе, который лезет целовать руки без спроса, до самодовольного абьюзера в метро. Фланиган и Райдер играют тонко и точно, без единого лишнего жеста. Их героиням всего лишь надо как-то прожить двое суток в Нью-Йорке, при том, что деньги заканчиваются чуть ли не в первый же вечер. Их блуждание внутри огромного города – один из самых оригинальных вариантов роуд-муви, который можно было бы придумать. Хиттман с потрясающим мастерством возвращает вкус и убедительность реализму на экране.
В "Женщине, которая сбежала" стилистика более изощренная и ироничная. Сан Су показывает будни нескольких подруг, женщин среднего возраста. Вроде бы ничего особенного не происходит: возня в огороде, барбекю, походы в кинотеатр или друг к другу в гости – но каким-то образом жизни героинь проявляются во всей их глубине. Фразы в диалогах повторяются, придавая разговорам оттенок абсурдной мыльной оперы 90-х. Не скатиться в мелодраму помогает сдержанная и слегка саркастичная актерская игра. Фильмы Сан Су часто сравнивают с творчеством режиссера французской "новой волны" Эрика Ромера.
- Специальный юбилейный приз фестиваля достался французскому режисерскому дуэту Бенуа Делепина и Гюстава Керверна – "Удалить историю".
Фильм Делепина и Керверна спасал зрителей Берлинале от смертельной серьезности конкурсной программы. Главные герои – трио неудачников. Мари (Бланш Гарден) – безработная, склонная к пьянству и разговорам с пустым стулом вместо сына, которого забрал муж при разводе. Бертран (Дени Подалидес) – банкрот, многочисленные кредиты за него платит дочь, а сам он влюблен в голос телефонного оператора с острова Маврикий, которая оказывается бездушным роботом. У Кристины (Корина Масьеро) – зависимость от телесериалов, из-за чего она потеряла работу оператором атомной станции и вынуждена водить Uber, что дается ей без особого успеха. На пару минут в картине появляется культовый писатель Мишель Уэльбек, который хочет починить дизельный двигатель, но не чтобы водить, а чтобы отравиться угарным газом. Спасти всех или почти всех пытается полусумасшедший хакер по имени Бог, но и его возможности ограничены. Одним словом, история выглядит довольно безрадостной, но Делепин и Керверн, которые еще в 2016-м изрядно рассмешили Берлинале приключениями виноделов в "Сент-Амур: Удовольствия любви", сумели создать комедию столь черную, сколь и меткую.
- Призы за лучшую женскую и мужскую роль достались немке Пауле Бир ("Ундина") и итальянцу Элио Германо ("Я хотел спрятаться").
Актерские призы выглядят крайне уместными в первую очередь потому, что и Бир, и Германо фактически спасают фильмы, в которых играют. Режиссер "Ундины" Кристиан Петцольд начал с мелодрамы, потом неожиданно повернул к мистической городской легенде, но не достиг успеха ни там, ни там. Бир, впрочем, хватило таланта, чтобы компенсировать многие сомнительные места картины. Джорджио Диритти, в свою очередь, предложил историю художника-аутсайдера, который пережил и фашистскую диктатуру, и карательную психиатрию – но даже такая выигрышная фабула явно пострадала от излишне прямолинейного взгляда режиссера. Игра Германо, впрочем, настолько богата оттенками, что на нее можно смотреть как на фильм в фильме – что, опять же, идет психологической драме "Я хотел спрятаться" на пользу.
- "Серебряный медведь" за выдающиеся достижения в киноискусстве достался немецкому оператору Юрген Юргес за работу в "Дау. Наташа" (режиссер Илья Хржановский).
Приз Юргена Юргеса выглядит как поощрение за трудовой подвиг, а не за отдельный фильм. Хотя "Дау. Наташа" снискал внимание прессы, было понятно, что пресловутые 700 часов экранного материала и 14 фильмов проекта Хржановского не были бы сняты без невероятного терпения, таланта и работоспособности 80-летнего оператора, чья команда работала круглосуточно, снимая все, что происходит в декорациях полувымышленного института.
- Приз Amnesty International и приз зрительских симпатий в параллельном конкурсе "Панорама" получил документальный триллер "Добро пожаловать в Чечню" (режиссер Дэвид Франс, США).
Фильм рассказывает о том, как спецслужбы в Чечне похищали гомосексуальных и бисексуальных мужчин и женщин, доставляли их в нелегальные тюрьмы, где пытали, выбивая адреса других "неправильных", после чего либо казнили, либо с соответствующей оглаской выдавали семьям – и задержанные становились жертвами "убийств чести".