Российская армия в ночь на 14 апреля атаковала ударными беспилотниками Одессу. Как сообщил мэр города Геннадий Труханов, один из ударов пришелся по медучреждению. Там разбиты операционная, межэтажные перекрытия, вылетели окна. Кроме того в результате атаки повреждены жилые дома, автомагистраль, СТО и машины.
Также утром из-за ударов беспилотниками вспыхнули пожары в Харькове – загорелись склады с продуктами. В соседних с ними домах выбило стекла.
Днем ранее российские войска ударили по центру Сум двумя баллистическими ракетами. Одна из них разорвалась над улицей. Такая детонация приводит к большому разлету осколков и жертвам. В настоящее время известно о 34 погибших:
"Мне сказали, что они допустили ошибку, это было ужасно", – так президент США Дональд Трамп прокомментировал удар российских военных по Сумам. На вопрос журналистов, что именно он имеет в виду под словом "ошибка", он не уточнил.
Госсекретарь США Марко Рубио в соцсети Х написал: "Соединенные штаты выражают глубочайшие соболезнования жертвам ужасающего российского удара по Сумам. Это трагическое напоминание о том, почему президент Трамп и его администрация тратят столько времени и усилий на попытки положить конец этой войне и достичь прочного мира".
То же написал и спецпредставитель президента США Кит Келлог: "Атака российских войск на гражданские объекты в Сумах в Вербное воскресенье переходит все границы. Есть десятки погибших и раненых среди мирного населения. Как бывший военный, я понимаю, что такое выбор целей, и это – неправильно. Именно поэтому президент Трамп прилагает все усилия, чтобы положить конец этой войне."
За несколько часов до удара по Сумам американский президент говорил, что с Украиной и Россией все будет хорошо: "Я думаю, с Украиной и Россией все будет ОК. И вы скоро все узнаете. Понимаете, иногда наступает момент, когда вам нужно либо действовать, либо уже заткнуться. Посмотрим, что будет, но я думаю, что все будет нормально".
Это заявление Трамп сделал на фоне публикации издания Axios, согласно которой России грозят новые санкции, если до конца апреля не удастся договориться о перемирии.
11 апреля в Санкт-Петербурге Владимир Путин встречался со спецпредставителем Трампа Стивом Уиткоффом. Переговоры длились более четырех часов, проходили в закрытом режиме, и никаких официальных заявлений после них не последовало. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков лишь заявил, что встреча Путина и Уиткоффа – это еще один шаг ко встрече Путина и Трампа и призвал не ждать "сиюминутных результатов" от переговоров России и США.
Новость о встрече появилась после того, как президент Украины Владимир Зеленский написал в соцсети Х, что прошел уже месяц с тех пор, как Россия отклонила предложение США о "полном и безоговорочном прекращении огня", отмечает журналист RFE/RL Рэй Фурлонг.
Визит Уиткоффа пришелся на период бурной дипломатической активности вокруг войны в Украине, включающей в себя американо-украинские переговоры в Вашингтоне и встречу под председательством Великобритании и Германии в Брюсселе.
Reuters со ссылкой на источники пишет, что перед тем, как лететь в Россию, Уиткофф виделся с Трампом, рассказывал о результатах переговоров с Кириллом Дмитриевым. И передал четкое послание: самый быстрый способ закончить войну – отдать России территории, которые она уже внесла в свою Конституцию. Ему якобы оппонировал Кит Келлог, который говорил, что Украина не может пойти на это. Дональд Трамп, как утверждается, на той встрече не принял никакого решения, после чего Уиткофф отправился в Петербург.
Как удар армии РФ может повлиять на ход "мирных" переговоров и ослабят ли удары по Украине переговорные позиции России – в эфире Настоящего Времени прокомментировали политический аналитик, редакционный директор Riddle Russia Антон Барбашин и украинский политолог, соучредитель Национальной платформы стойкости и сплоченности Олег Саакян.
По словам Олега Саакяна, удар российской армии по Сумам мало повлияет на ход переговоров между США и Россией.
"Мы видим, что переговорный процесс во многом является продуктом желания Трампа, нежели действительно вызревшим процессом в контексте российско-украинской войны, – считает он. – Конечно, сейчас будет сложно Уиткоффу и той части команды Трампа, которая более благостно относятся к России, продвигают свои нарративы и говорят о больших уступках России. Это для Украины позитив, если можно так сказать будет. Но с другой стороны, я не думаю, что они откажутся от планов по продавливанию, хотя сейчас ничего в действиях России не говорит о том, что они готовы идти на прекращение огня".
Антон Барбашин считает, что очередные удары российской армии по Украине играют лишь на руку формирования позитивного имиджа Трампа как миротворца.
"Эта ситуация еще раз лишь подчеркивает, что Трамп молодец, что он занимается в целом темой переговоров, прекращения огня, прекращения военных действий, – говорит он. – Сейчас те переговоры, которые мы можем наблюдать, все-таки проходят не по теме российско-украинской войны или даже прекращения огня. В первую очередь речь идет о нормализации отношений Соединенных Штатов и России, дискуссия ведется лишь по поводу формирования институциональной рамки, которая позволит дальше России и США проводить переговоры. То есть украинская повестка как таковая немного отодвинута сейчас в сторону. Поэтому, я думаю, к тому моменту, когда повестка придет в ту точку, где можно будет обсуждать Украину, эта атака, следующие или предыдущие не будут сильно влиять на степень дискуссии. На Трампа это может влиять только в той степени, в которой его команда посчитает, что это негативно скажется на его личном рейтинге, на его взаимоотношениях с избирателями, с его группой поддержки".
Олег Саакян отмечает, что участившиеся удары по украинским городам со стороны России – это часть ее давления на участников переговоров.
"Всегда так было: Россия, только заходя в переговорный процесс либо в какие-то встречи знаковые, производила обстрелы мирных городов. Сейчас мы видим не просто участившиеся обстрелы, а обстрелы прежде всего густонаселенной городской местности. Как только мы приближаемся к каким-то переговорам, сразу же в этот момент идут массовые обстрелы, либо очередная Еленовка с убийством пленных, либо очередные кадры с казнями и с зверствами, которые производятся над военными. Это все для того, чтобы попытаться психологически повлиять и зайти в переговорный процесс якобы с позицией силы: либо вы договариваетесь сейчас, либо уровень жестокости и террора будет усиливаться".