В Кремле подтвердили, что представители России и США 18 февраля встретятся в Саудовской Аравии. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил, что по поручению Владимира Путина в Эр-Рияд вылетают Сергей Лавров и помощник президента Юрий Ушаков. По словам Пескова, Саудовская Аравия была выбрана для контактов России и США, так как устраивает обе стороны.
Тем временем телеканал NBC со ссылкой на двух американских чиновников сообщает, что США намерены сперва встретиться с представителями России и Украины по отдельности, а затем провести совместные переговоры. По словам источников NBC, Украина не была приглашена на встречу в Эр-Рияде именно по этой причине.
"Все это к тому, что мы работаем [как с Россией, так и с Украиной] и уделяем им одинаковое внимание. Мы хотим положить конец убийствам и двигаться к прочному миру", — добавил собеседник телеканала.
Ранее СМИ со ссылкой на источники сообщили, что представители России и США 18 февраля встретятся в Саудовской Аравии, чтобы начать подготовку мирных переговоров по Украине.
Действительно ли Владимир Путин готов идти на мирные переговоры и уступки для того, чтобы завершить войну в Украине? По словам госсекретаря США Марко Рубио, это станет ясно в ближайшие недели или даже дни. Однако эксперты сомневаются, что речь идет о подлинном стремлении Кремля к урегулированию.
Политолог Дмитрий Орешкин подчеркнул в эфире Настоящего Времени, что у Путина остается все меньше ресурсов для продолжения конфликта.
"Коллективный Путин достаточно много потерял благодаря мужеству и умению Вооруженных сил Украины и достаточно мало получил, вопреки пропагандистским разговорам. В частности, он до сих пор не может освободить свою Курскую область, взявшись изначально защищать русских людей, – отмечает эксперт. – Он и приступает к этой процедуре не потому, что у него все хорошо, а потому, что он понимает, что Украину ему раскусить не удалось и надо из этой ситуации выбираться. Причем лучше сейчас, потому что через полгода может быть хуже: и в экономике, и в людских ресурсах, и в положении на поле боя".
Однако Орешкин утверждает, что переговоры начинаются не из-за миролюбия российского лидера: "Никто не заблуждается, что Путин гуманен. Просто у него иссякают ресурсы".
"Путин вульгарно грубо заинтересован в том, чтобы выбраться из этой истории, желательно с победным выражением на лице, – объясняет Орешкин. – Собственно, об этом и весь разговор: как Путину нарисовать в глазах российских избирателей победу на основании того, что ему удалось достигнуть".
Украина, в свою очередь, надеется на гарантии безопасности и возможное присутствие миротворческих войск.
"Этот вопрос сейчас очень активно обсуждается, и есть уже определенные заявления как минимум от британцев, что они готовы это сделать. Плюс США передали перечень вопросов к европейским странам касательно дальнейшего урегулирования войны, и там как раз один из ключевых вопросов касается возможного участия миротворческих войск стран Европы, которые одновременно являются странами НАТО", – поясняет украинский политолог Игорь Рейтерович.
При этом он скептически относится к заявлениям Зеленского о возможной войне России с НАТО: "Я не думаю, что это произойдет в ближайшее время, потому что российская армия на сегодняшний день далеко не вторая и даже не пятая по своей силе. Весь ресурс был растрачен в войне против Украины. Но на какие-то провокации Путин может решиться – ему терять уже нечего".
Украинский политолог Максим Несвитайлов в эфире Настоящего Времени подчеркнул: встреча в Саудовской Аравии – не переговоры по Украине, а встреча контактных групп. "Любые переговоры без Украины как
стороны конфликта и без европейских стран, которые будут выступать гарантами
безопасности для Украины, будут абсолютно нелегитимными. Поэтому называть это началом переговорного процесса я бы не стал".
Он отмечает, что перспективы мирных переговоров зависят от нескольких аспектов: "Первый маркер – это будет ли подписан договор между Украиной и Соединенными Штатами Америки по редкоземельным
металлам, будут ли в него включены гарантии безопасности, и что это будет за документ. И второе: вопрос про миротворцев".
В последнее время активно обсуждаются даты возможного прекращения боевых действий в Украине – 20 апреля (Пасха) или девятое мая. Однако эксперты скептически относятся к этим прогнозам.
"Все эти сакральные даты – это к Путину, он на них помешан, – говорит Игорь Рейтерович. – Не очень понимаю, как можно к конкретной дате привязать окончание активной фазы боевых действий. Поэтому, скорее всего, этот процесс растянется во времени и будет поэтапным. То есть это не будет какое-то одноминутное окончание боевых действий по всей линии фронта. Скорее всего, этот процесс будет разбит на определенные составляющие".
"Я думаю, что это его [Путина] мечта, – в свою очередь рассуждает главный редактор "Новой газеты Европа" Кирилл Мартынов. – Он себя видит в качестве победителя. Нам пока неясно, какие условия конкретно он будет представлять в качестве своей так называемой победы. Но даже хронология событий, в которой мы сейчас находимся: скоро 9 Мая, 80 лет со дня окончания Второй мировой войны, и к этому моменту Путину безусловно нужна некая конструкция, когда он собирается с другими так называемыми сильными лидерами и заключает некоторое подобие пакта, некое подобие Ялтинской конференции".
В реальности же на переговоры влияет гораздо больше факторов. "Когда будет возможность закончить, когда будут нащупаны какие-то позиции, тогда и будет приостановлено", – подытоживает Дмитрий Орешкин.
После Мюнхенской конференции по безопасности в западной прессе все чаще обсуждают ухудшение отношений между США и Европой. Однако Дмитрий Орешкин считает такие заявления преувеличенными.
"Трамп – это всего лишь президент. Через четыре года, так или иначе, он уходит. А Вэнс – это всего лишь вице-президент, не слишком глубоко погруженный в международную политику и, мягко говоря, не слишком образованный, в том числе про историю фашизма. То, что он начал читать лекции о демократии, в Европе вызвало, естественно, шок и раздражение, но на самом деле это скорее эмоциональная реакция. <...> Так что раскола нет. Есть непонимание и довольно хамское выступление конкретного персонажа", – объясняет политолог.
Украинский политолог Максим Несвитайлов при этом уверен, что риторика новой администрации США настроит европейских лидеров на еще большую поддержку Украины.
"Новая администрация Соединенных Штатов Америки не понимает природу силы Соединенных Штатов – во многой степени это не сила оружия, а сила дипломатии. И, мне кажется, что Мюнхенская конференция станет во многом переломом, и Европа будет еще активнее настроена на то, чтобы в свою субъектность свернуть. Те же гарантии безопасности с размещением миротворцев в Украине – это не идея Соединенных Штатов Америки, это предложение Украины изначально. А Франция, Великобритания, Германия – это большие страны с большой экономикой, с большой политической традицией".
Никаких прорывов от встречи делегаций США и России не ждет и бывший советник представительства РФ при ООН Борис Бондарев. Он заявил в эфире Настоящего Времени, что, несмотря на свой статус, никаких самостоятельных решений ни Ушаков, ни даже Лавров там принимать не будут.
"Если вдруг американцы выкатят им какие-то внезапные непредсказуемые предложения, они будут звонить в Москву, докладывать и ждать реакции, понятное дело. Тем более что это предварительная встреча, это никакие еще не полноценные переговоры, это пока просто утрясание каких-то предварительных взглядов на то, как эта война может закончиться, как может выглядеть перемирие", – объяснил он.
Тем временем в кулуарах активно обсуждается возможность личной встречи Дональда Трампа и Владимира Путина в Саудовской Аравии. Это может стать важным дипломатическим шагом, особенно после нескольких лет изоляции России. Однако экс-дипломат считает, что это нельзя назвать успехом Кремля.
"Успех – это то, к чему ты сам стремишься и прилагаешь усилия. Это скорее удача, потому что Трамп решил внезапно слить всю предыдущую позицию США, которая тоже, прямо скажем, не была такой уж последовательной, но она была достаточно понятная, – говорит Бондарев. – А сейчас совершенно непонятно, какова на самом деле позиция США и насколько далеко они готовы пойти в своих, так сказать, ухаживаниях за Россией. То ли Трамп все-таки хочет оторвать Россию от Китая и как-то заиметь ее чуть ли не союзником и прочие эти иллюзии, которые американская элита постоянно питает – безосновательные, безрезультатные, но их это не останавливает каждый раз".