По данным проекта DeepState, российская армия за последний месяц продвинулась в Донецкой области на 9 километров. В ближайшее время могут начаться бои за Покровск – важный логистический узел для ВСУ в Донецкой области и последний крупный город на пути к Днепропетровской.
Что говорят об этом местные жители и военные и что ждет страну в случае захвата Покровска?
"Дроны как вороны"
Звуки фронтовых боев гремят в Покровске круглые сутки. На улицах зубы дракона, воронки от снарядов и редкие прохожие.
Несмотря на то что улицы практически пустые, в Покровске все еще остается больше 11 тысяч жителей, в том числе 18 детей. Из-за стремительного приближения боев местные эвакуируются каждый день – уезжают в соседнюю Днепропетровскую область, в Павлоград.
Ирина оставалась дома до последнего, но не выдержала. Жить в Покровске стало невозможно: по городу бьют авиабомбами, артиллерией и дронами, в городе не осталось централизованного отопления и водоснабжения, перебои в электричестве.
"Там уже два километра. И все это слышишь. Минометы, мины, летают дроны вообще, как вороны. Очень плакала, просто уже оставаться без света с сегодняшнего дня и без газа, вон новости читаю: уже и воды даже нет, подвозить бесплатно [не будут], магазинов тоже очень мало, все боятся, уезжают", – рассказала Ирина Настоящему Времени.
Российские войска обстреливают некоторые участки дороги, по которой идет эвакуация, поэтому вывозить людей все сложнее.
Лидии 88 лет. В Павлоград она выбралась своими силами.
"Прошлой ночью ни на капельку не уснула. Каждые десять минут бах, и бах, и бах, и без конца и края. Очень страшно", – говорит она.
"Наши позиции в окружении, а противник свободно передвигается"
Потеря Покровска станет ударом по экономике Украины: уголь, который добывают на местных шахтах, используется в украинской металлургии.
Компания "Метинвест" уже объявила об остановке работы шахты в селе Песчаное возле Покровска: участок обеспечивал около половины общего объема добычи угля компании.
Покровск – не только большой промышленный город и важный логистический узел для украинской армии в Донецкой области, это последний большой город перед границей с Днепропетровской областью. От Покровска на Павлоград прямая дорога.
Судя по карте DeepState, от "серой зоны" до юго-западных окраин Покровска ВС РФ осталось менее полутора километров по прямой. Бои идут уже на подступах к городу.
В командовании ВСУ уверяют, что пытаются отбить утраченные позиции на юге. При этом сами военные констатируют, что бои за Покровск – дело времени и шансов выбить оттуда россиян впоследствии будет немного.
"Когда они заходят в населенный пункт, передвижение вражеских войск очень трудно контролировать: они передвигаются от застройки к застройке, – рассказывает командир роты 68-й бригады ВСУ с позывным "Лютый". – И начинается... Кое-где стоят наши позиции в круговом окружении, а противник свободно передвигается по населенным пунктам. Потому будет намного сложнее воевать в населенном пункте".
Военный эксперт, полковник Вооруженных сил Украины Владислав Селезнев говорит, что пока непонятно: будут ли ВС РФ атаковать в рамках "мясных" или пехотных штурмов или выберут тактику полуокружения.
"Но клещи южного и юго-западного направления уже де-факто сформированы", – говорит он в беседе с Настоящим Временем. Речь идет о том, что российские войска уже расширили плацдарм на запад от Селидово – город в 20 км южнее Покровска, – вероятно, чтобы не позволить ВСУ его срезать и помешать им начать штурм. За день до этого волонтер Сергей Стерненко сообщил в своем телеграм-канале, что ситуация на покровском направлении "стремительно ухудшается" и главная причина происходящего – неверные доклады наверх о ситуации на местах.
"Если россиянам будет хватать ресурсов для проведения "мясных" штурмов, этот короткий путь к успеху и может стать основным. В районе Селидова противник, атакуя наши рубежи и позиции, именно таким образом действовал, и достаточно успешно", – отметил Селезнев.
"Пока мы видим тревожные тенденции"
"Противник гарантированно не остановится на Покровске. Он будет двигаться далее на запад, пересекая административную границу между Донецкой и Днепропетровскими областями. И точно сама админграница российскую армию не остановит", – уверен Владислав Селезнев.
По его словам, остановить российские войска поможет лишь наличие оборудованных и подготовленных инженерных фортификаций – как в случае с масштабным контрнаступлением украинской армии на юге Запорожской области, которое уперлось в линии обороны генерала Суровикина.
"Ежели украинская армия создала хотя бы некое подобие такого серьезного укрепрайона на восточных рубежах Днепропетровской области, у противника нет ни единого шанса. Но пока мы видим тревожные тенденции: де-факто российская армия имеет возможность наступать на как минимум семи участках фронта", – анализирует Селезнев.
Риторику Путина о том, что Россию интересуют исключительно четыре региона Украины – Донецкая, Луганская, Херсонская, Запорожская области – Селезнев считает манипулятивной: об обратном говорит присутствие российской армии на территории Николаевской (Кинбурнская коса) и Харьковской областей (район Волчанска и левобережье реки Оскол).
"Там российских войск не должно быть, но тем не менее там также происходят ожесточенные боевые столкновения", – замечает эксперт.
В Верховной Раде говорят, что Днепропетровская область надежно защищена.
"Является ли это преградой для врага – тоже вопрос. Поскольку у врага есть преимущество в воздухе. И УАБами иногда уничтожает нами качественно построенные фортификационные сооружения", – добавил член комиссии ВРУ по фортификациям Михаил Цимбалюк.
88-летняя Лидия депутатам не верит. Она поедет из Павлодара дальше на запад.
"Лишь бы от этого шороха. Это уже вторая война у меня идет, – говорит она. – Я уже одну войну пережила еще в детстве, но все знаю, как мы прятались в погребах и везде, так и сейчас".
"Единственный аргумент, который признает российская армия, – это аргумент силы, – заключает полковник Селезнев. – Если украинской армии хватит ресурсов для остановки продвижения российской, ситуация на поле боя будет стабилизирована. Если нет, то в перспективе Украину ждут темные времена".