В ноябре 2023 года суд Санкт-Петербурга приговорил 17-летнего Егора Балазейкина к шести годам колонии по делу о поджоге двух военкоматов. Молодого человека задержали поздно вечером 28 февраля 2023 года. Первого марта на него завели дело об умышленном повреждении имущества, провели обыск и в тот же день допрос. Егор изначально не отрицал того, что бросил бутылку с топливом в военкомат. "Он сказал: "Мне очень жаль, но я по-другому поступить не мог. Если бы я не высказал свой протест, я бы тогда повесился", – рассказала тогда мать Егора Татьяна Балазейкина.
Как выяснилось позже, на допросе следователь задавал Егору наводящие вопросы, однако адвокат по назначению не заявила о недопустимости подобного. Кроме того, адвокат Оксана Дюжакова не разъяснила Егору Балазейкину его права и не настаивала на праве на перерыв во время допроса. Дело против 16-летнего на тот момент подростка переквалифицировали на "покушение на террористический акт". На следующий день суд арестовал Балазейкина на три месяца. С того момента меру пресечения постоянно продлевали. В СИЗО Егора отправили, несмотря на хроническое заболевание. "Суд не обратил внимания на то, что у него очень серьезное заболевание – аутоиммунный гепатит. Его нужно держать под контролем, потому что если не принимать таблетки и не проходить определенные обследования, не проверять параметры крови, то аутоиммунный гепатит может перейти в цирроз печени и все это закончится очень плачевно", – объясняла мать арестованного подростка.
Суд над Егором начался в октябре 2023 года. На тот момент школьнику уже исполнилось 17. В суде Балазейкин признался, что бросал бутылки в здания военкоматов, но заявил, что не имел цели запугать население или причинить кому-либо вред. Однако суд не принял эти аргументы во внимание. В ноябре ему вынесли приговор – 6 лет лишения свободы. Вот что о приговоре говорится в заявлении правозащитного центра "Мемориал": "Прежде всего мы должны констатировать, что в обвинительном приговоре отсутствуют какие-либо доказательства того, что действия Балазейкина могли вызвать "страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества". […] А ведь это обязательный квалифицирующий признак ст. 205 УК РФ, позволяющий отделить соответствующее преступление от предусмотренного другой, упомянутой выше ст. 167 УК РФ – уничтожение имущества путем поджога. Можно сказать, что ни следствие, ни суд просто не представляли и не рассматривали никакие доказательства наличия в деле Балазейкина этого квалифицирующего признака, проигнорировав требование закона".
С тем, что на Егора Балазейкина завели дело о "покушении на террористический акт", а не о порче имущества, не согласна и мать подростка: "Бросать бутылки во что угодно: в машины, здания, в военкоматы, бросать кирпичи и бросать камни в здание. Это плохо. Вот это правонарушение, и его действия квалифицированы должны быть по 160-й статье. То есть это умышленная порча имущества. А так как ничего там испорчено не было, то еще и по 30-й статье, то есть попытка умышленного порчи имущества. Там наказание – штраф 40 000 рублей ($416). Но, когда они брошенную бутылку выставляют как теракт, я при всем даже понимании того, что бросать бутылки нельзя, это плохо. Я не могу согласиться с формулировкой, потому что там нет теракта. Террористические акты – это Беслан, "Норд-Ост", это "Крокус". И тут сомнений никаких не возникает".
Изначально суд постановил, что Егор Балазейкин будет отбывать наказание в Архангельской воспитательной колонии до 19 лет. Однако позже, в сентябре 2024 года, когда Балазейкину уже исполнилось 18, суд в Архангельске принял решение перевести его в исправительную колонию. Выписку из характеристики подростка опубликовали в телеграм-канале "Дело Егора Балазейкина". Именно из-за нее парня решили перевести в исправительную колонию: "Обратите внимание: быстро нашел общий язык с другими воспитанниками, с администрацией вежлив, спокойный, конфликтных ситуаций не возникало, уравновешенная нервная система, хорошая стрессоустойчивость, нет проблем в межличностном взаимодействии, спальное место содержит в порядке, все правила соблюдает… Вывод: характеризуется отрицательно. Ни у кого не возникает когнитивного диссонанса при прочтении данной характеристики?"
Во время пребывания в воспитательной колонии в Архангельске Егора Балазейкина на несколько дней отправляли в больницу УФСИН для проведения обследований. "Он рассказал, какие обследования проводились в этой уфсиновской больнице. И конечно, этот рассказ меня очень смутил, потому что то, что ему там делали для медико-социальной экспертизы, вообще недостаточно этого пакета документов, чтобы они установили или не установили инвалидность. И этих обследований даже недостаточно для того, чтобы понять, что с его здоровьем происходит сейчас", – объясняла Татьяна Балазейкина.
В скором времени Егора Балазейкина должны этапировать в исправительную колонию. Родители подростка говорят, что, после того как Егору исполнилось 18, получать справки о его здоровье и требовать обследований стало сложнее. В мае 2024 года Балазейкина внесли в список террористов и экстремистов. Правозащитный центр "Мемориал" признал его политзаключенным.