До проведения в Азербайджане конференции ООН по климату СОР29 остается чуть больше месяца – она начнется в Баку 11 ноября 2024 года. Международные правозащитные организации одна за другой сомневаются в правильности выбора места проведения этого масштабного мероприятия: в Азербайджане сотни политических заключенных (включая правозащитников и журналистов), власти преследуют тех, кто говорит об экологических проблемах, а проведет конференцию бывший топ-менеджер государственной нефтяной компании.
Что такое COP29
29-я конференция участников Рамочной конвенции ООН по изменению климата (СОР29) пройдет в столице Азербайджана, городе Баку, 11-24 ноября 2024 года.
Одной из главных тем конференции станет климатическое финансирование (из-за чего многие прозвали ее "финансовый СОP"). Также на конференции обсудят справедливый энергетический переход, технологические инновации в энергетике и образование для новых поколений, включая поддержку инициатив молодежи в борьбе с изменением климата и так далее. Ожидается, что в мероприятии примут около 70-80 тысяч участников со всего мира: представители государств и компаний, а также НКО и научных организаций.
В предыдущие годы COP проходил в Объединенных Арабских Эмиратах (в 2023 году), Египте (2022-й) и Шотландии (2021-й).
"Очередной успех страны" или конфликт интересов?
Азербайджанские власти активно стремятся принимать у себя международные мероприятия, призванные повышать престиж страны и привлекать состоятельных иностранцев. Так, например, в Баку с 2017 года проходил один из этапов гонок Формула-1. Но столь крупного и серьезного саммита, как COP29, за всю 33-летнюю историю независимости республики еще не было.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что проведение этой конференции станет "очередным большим успехом страны и народа". Благодаря СОР, по мнению президента, "каждый в мире еще раз увидит", что повестка дня нефтегазового Азербайджана связана с зеленой энергией.
"Создание "зеленых" видов энергии и транспортировка "зеленой" энергии на мировые рынки в настоящее время являются приоритетом нашей энергетической политики", – сказал Алиев.
Однако многие международные организации не согласны, что обсуждать "зеленое будущее" уместно именно в Баку. Так, международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International напоминает, что Азербайджан планирует в течение следующего десятилетия увеличить добычу газа в три раза, что противоречит экологической повестке (в частности, в рамочной конвенции предыдущей конференции, COP28, говорилось о постепенном отказе от ископаемого топлива в пользу возобновляемой энергии и достижении углеродной нейтральности к 2050 году).
Недоумение Transparency International вызывает и то, что председательствовать на COP29 будет Мухтар Бабаев – чиновник, который, прежде чем стать министром экологии Азербайджана, более 20 лет проработал в Государственной нефтяной компании SOCAR.
"Вызывает тревогу тот факт, что на глобальных переговорах по климату будет председательствовать человек, связанный с нефтяной промышленностью, что создает риск потенциального конфликта интересов", – пишет Transparency International в заявлении, опубликованном в январе 2024 года.
Помимо реакции антикоррупционной организации, открытое письмо Мухтару Бабаеву написал активист Тихоокеанского климатического движения Джозеф-Зейн Сикулу. Он отмечает, что планы Азербайджана по увеличению экспорта ископаемого топлива идут вразрез с заявленными им климатическими целями.
Также Сикулу возмущен тем, что "вместо того, чтобы призвать к ответу индустрию ископаемого топлива", Азербайджан собирается создать "отмывочный" Фонд по климатическому финансированию. Цель фонда – инвестиции в климатические действия в развивающихся странах. Предполагается, что основными инвесторами станут страны, занимающиеся производством ископаемого топлива, и нефтегазовые компании. Джозеф-Зейн Сикулу расценивает создание такого фонда как "циничную попытку отвлечь внимание от разрушительной экологической практики" Азербайджана.
Триста политзаключенных, которых "нет"
В своем заявлении Transparency International, не ограничиваясь вопросами экологии и влияния нефтедобычи на климат, обращает внимание также на то, что уже в который раз подряд (Египет, ОАЭ, а теперь Азербайджан) конференция СОР проходит в странах с низкими оценками по Индексу восприятия коррупции (ИВК):
"Азербайджан оказался одним из худших в своем регионе по ИВК 2022 года из-за широко распространенной в стране коррупции, репрессий в отношении конкурирующих политиков и ограничения гражданского пространства".
На момент публикации этого заявления в стране, по подсчетам союза "За свободу политзаключенным в Азербайджане", насчитывалось 254 политических заключенных. Спустя полгода, по информации того же союза, их число перевалило за 300. Список пополнили журналисты независимых медиа, правозащитники, политические и общественные деятели, независимые исследователи. Многим из них предъявлено обвинение в контрабанде валюты.
Среди арестованных – правозащитник, руководитель Центра мониторинга выборов и исследований демократии Анар Мамедли, один из соучредителей инициативы "Справедливая климатическая среда" (COP29 – Climate of Justice Initiative).
Инициатива была создана в феврале 2024 года для обеспечения гражданских свобод, общественного участия и установления справедливости в окружающей среде. "В Азербайджане, который примет такое грандиозное глобальное мероприятие, как COP29, существует множество проблем, связанных с гражданскими правами и окружающей средой", – говорилось в ее учредительном заявлении.
"Мы хотим довести до сведения международного и местного сообщества, а также политической власти, что в стране должны быть предприняты позитивные шаги в области прав и свобод человека. Наше послание заключается в том, чтобы наша страна, способная провести такое большое мероприятие, оставалась в памяти международного сообщества в позитивном образе", – объяснял другой соучредитель инициативы, глава Института гражданских прав Башир Сулейманлы.
Анара Мамедли арестовали в конце апреля по обвинению в контрабанде валютой, "совершенной группой лиц по предварительному сговору". Изначально правозащитника лишили свободы в рамках уголовного дела против издания Abzas Media, но позже его дело выделили в отдельное производство.
Несмотря на все ходатайства адвоката, срок пребывания Мамедли под стражей – как и сроки остальных арестованных по аналогичному обвинению – несколько раз продлевали. Они до сих пор находятся в СИЗО.
После ареста Мамедли деятельность Climate of Justice Initiative, похоже, сошла на нет, соратники правозащитника заняты в основном его поддержкой в заключении.
"Власти Азербайджана должны немедленно прекратить кампанию запугивания гражданского общества и прекратить цинично задерживать своих критиков в преддверии саммита COP29 в Баку в ноябре. Арест Анара Мамедли является еще одним вопиющим примером этой вызывающей тревогу кампании", – заявила после ареста правозащитника исследовательница Amnesty International по Южному Кавказу Наталиа Нозадзе.
А глава немецкой делегации в ПАСЕ Франк Швабе написал на своей странице в Х, что "ни одна страна не может поехать на COP29, не потребовав немедленного освобождения Анара Мамедли и всех других политических заключенных".
Однако власти Азербайджана настаивают, что никаких политзаключенных, репрессий и преследования за инакомыслие в стране нет, а если кого арестовывают, то за конкретные уголовные преступления.
Надежда на "оттепель" и новые аресты
13 августа 2024 года несколько международных неправительственных организаций и азербайджанских правозащитных структур – Центр Персидского залива по правам человека, Международная федерация за права человека, Всемирная организация против пыток и другие – призвали ООН обратить внимание на преследования журналистов и активистов в Азербайджане в преддверии COP29. Как и Transparency International, они обращали внимание на то, что аналогичные процессы происходят и в странах проведения предыдущих климатических конференций – в ОАЭ и Египте.
С момента публикации этого обращения прошло меньше недели, когда последовал новый арест: 21 августа по обвинению в госизмене взяли под стражу исследователя и гражданского активиста Бахруза Самедова. Самедов – один из самых категоричных противников военного решения карабахского конфликта и участник различных миротворческих проектов. По официальной версии, опубликованной в проправительственных медиа, Самедов сотрудничал с армянскими спецслужбами, по заказу которых собирал информацию, а также писал антиазербайджанские статьи. Еще несколько активистов-антимилитаристов из его окружения фигурируют в деле в качестве свидетелей, им запрещен выезд из страны.
Чуть ранее по той же статье был арестован этнограф Игбал Абилов – этнический талыш (национальное меньшинство в Азербайджане), с детства живущий в Беларуси, но имеющий азербайджанское гражданство. Абилова арестовали, когда он приезжал в Азербайджан на свадьбу двоюродного брата.
Арест Бахруза Самедова вызвал серьезную панику среди антимилитаристов и других представителей гражданского общества внутри страны и новый шквал петиций, обращений, заявлений и требований за ее пределами. С совместным заявлением выступили более двух десятков фондов и организаций, включая Climate Rights International, Комитет по защите журналистов, Human Rights Watch, Репортеры без границ, Фонд Генриха Бёлля и многие другие.
"Правительство Азербайджана давно подавляет независимое гражданское общество и заглушает критические голоса, эти факты хорошо задокументированы. Проведение такого международного мероприятия, как COP29, в этом контексте вызывает серьезную озабоченность относительно возможности гражданского общества, включая экологических активистов, правозащитников и журналистов, свободно и безопасно участвовать в работе конференции до, во время и после ее проведения", – говорится в заявлении.
По словам его авторов, связанное с СОР29 международное внимание к Азербайджану "представляет собой критически важную возможность потребовать прекращения злоупотреблений".
Они подчеркивают, что действия в области климата требуют полного и значимого участия гражданского общества, а "ужасная ситуация с правами человека в Азербайджане обязывает Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата и государства-члены предпринять конкретные шаги для обеспечения безопасного пространства для разнообразного участия гражданского общества на COP29".
Среди представителей гражданского общества Азербайджана есть и те, кто надеются, что в преддверии СОР29 в стране наступит "оттепель", связанная с заботой властей о том, как они выглядят в глазах международного сообщества. Фактических подтверждений этому пока нет.
"Представители Евросоюза и других авторитетных международных институтов во главе с Европейским комиссаром по защите климата Вопке Хукстра ищут в преддверии COP29 пути положительного влияния на поведение и решения азербайджанских властей, стараясь при этом не допустить новой волны арестов", – делится имеющимися у него сведениями Фуад Гасанов, представитель международной группы организаций гражданского общества Publish What You Pay, выступающей за финансовую прозрачность в добывающей промышленности.
Гасанов предполагает, что правительство Азербайджана, пока никак не реагирующее на международные призывы, пытается выиграть больше времени для возможных маневров:
"Вопрос имиджа Азербайджана в международном и региональном сотрудничестве все еще не закрыт. Возможно, ближе к COP29 власти, хотя и с опозданием, но примут ряд адекватных решений. Требования в этом направлении как по открытым дипломатическим каналам, так и через различные международные механизмы должны быть основаны на четких критериях и условиях".
Ядовитое золото: что известно об экологических проблемах Азербайджана
Вытесненные правовыми, социальными и экономическими проблемами вопросы экологии, как правило, занимают далеко не первое место в новостной повестке Азербайджана. Когда о них все же заговаривают, обычно это происходит как раз в социальном контексте.
Одна из наиболее актуальных экологических проблем, которая остро стоит как минимум с 2020 года – критическое обмеление реки Куры. Из-за понижения уровня этой главной в Азербайджане реки возникает дефицит питьевой воды в некоторых регионах страны и серьезные проблемы для сельского хозяйства. В частности, фермеры из районов вблизи устья реки говорят, что из-за обмеления плохо работают водяные насосы, с помощью которых они поливают свои плантации, а это означает крупный ущерб.
По словам руководителя независимой организации Ecofront Джавида Гара, причина проблем – в создании агропарков, в которых неправильно ведутся мелиоративные работы и не соблюдаются правила орошения. "Все эти агропарки, создаваемые на местах бывших пастбищ, принадлежат чиновникам-бизнесменам", – подчеркивает Гара.
При этом государственные чиновники Азербайджана называют причиной обмеления Куры глобальное потепление, а также обвиняют в нем Грузию с Турцией, по территории которых проходит река, прежде чем попасть в Азербайджан.
Среди других заметных проблем, на которые обращают внимание экологи и местные жители, – незаконная охота на краснокнижных животных и птиц в азербайджанских лесах, систематическая вырубка деревьев в Баку, загрязнение Каспийского моря сточными водами.
В июне 2023 года громкий скандал произошел в селе Союдлу на западе страны. Вблизи Союдлу есть золотой рудник, который с 2009 года разрабатывает британская компания Anglo Asian Mining. Отходы золотодобычи, содержащие цианид, сливаются в искусственное озеро.
По словам жителей Союдлу, это "ядовитое озеро" годами в прямом смысле отравляет им жизнь: гибнет скот и растения, также жители заявляют об ухудшении здоровья. "Пусть [чиновники] приедут и просто погуляют вокруг этого озера – через десять минут голова кружиться начинает", – говорят сельчане. Данных независимого мониторинга состояния окружающей среды и влияния отходов золотодобычи на здоровье местных жителей в Союдлу не существует. Экологи отмечают, что любое попадание воды из этого озера в реку или другие естественные водоемы грозит всей экосистеме, так как зоопланктон и животные более чувствительны к цианиду, чем люди.
Когда летом 2023 года стало известно о планах создать на пастбищных землях второе такое же озеро, сельчане взбунтовались и вышли на акцию протеста. Присланный властями из Баку отряд быстрого реагирования жестоко разогнал ее участников, среди которых было много женщин, в том числе пожилых. В сети распространились кадры того, как спецназовцы щитами прикрываются от безоружных крестьянок или распыляют им в лицо слезоточивый газ.
Протесты продолжались два дня. Несколько участников акции пострадали, пятеро получили по 20 суток административного ареста, а въезд в село долгое время был закрыт полицией.
Первоначально министр экологии Мухтар Бабаев (тот самый, который будет председателем СОР29) заявил, что власти провели проверку и "следов цианида в атмосфере не выявлено, оснований для беспокойства нет". Но позже работу рудника приостановили, выяснив, что при его эксплуатации все же имели место нарушения правил экологической безопасности и санитарных норм. Премьер-министр Али Асадов назвал "серьезным просчетом" то, что Минэкологии с 2018 года не проводило там мониторинга. А президент Азербайджана Ильхам Алиев одновременно выступил и "на стороне народа", публично отругав чиновников за бездействие, и обличил "провокаторов", которые якобы подстрекали сельчан протестовать. Правильно повела себя во время конфликта, по мнению Алиева, только полиция, которую он не позволит "запятнать".
Перенос выборов и студенты на "удаленке": как Баку готовится к СОР29
В связи с проведением климатического саммита в Азербайджане власти даже перенесли дату парламентских выборов, намеченных как раз на ноябрь 2024 года. В итоге они прошли в сентябре.
На улицах Баку в рамках подготовки к международному событию укладывают новый асфальт, а горожане гадают, какие ограничения их ждут.
Уже известно, что школьников по всей стране отправят на осенние каникулы 12 ноября, а вернутся за парты они только 22 ноября (обычно каникулы длятся с 16-го по 20 ноября). Студентов столичных вузов на время конференции переведут на дистанционное обучение. В аппарате правительства сообщили, что это связано с ограничениями передвижения транспорта в дни проведения СОР.
На дистанционную работу в этот период перейдут и 70% сотрудников госорганов.