Ссылки

Новость часа

Как в Узбекистане отправляют в тюрьму за оскорбление президента: "Сильное давление на сайты и блогеров. Коллеги уходят из журналистики"


Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев

В Узбекистане все больше блогеров попадают в тюрьму за оскорбление главы государства и нанесение угрозы общественной безопасности. Журналисты также жалуются на цензуру при написании заметок, которые касаются президента, и уходят из профессии, пишет узбекская служба Радио Свобода/Озодлик.

"Нет предупреждения, сразу выносится тюремный приговор"

В начале 2024 года 24-летнюю гражданку Узбекистана Ситору Бозорову приговорили к пяти годам лишения свободы за посты в социальных сетях. В них она призывала "сжечь династию" президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и нелестно отзывалась о его дочери и главной помощнице Саиде Мирзиёевой.

Бозорова – не первая, кто был отправлен за решетку в Узбекистане за оскорбление главы государства. За последний год по меньшей мере 10 человек были признаны виновными в том же преступлении, сообщает UzNews со ссылкой на данные Верховного суда Узбекистана.

Приговоры по этим делам были различные: от исправительных работ до максимального срока в виде пяти лет заключения – в тех случаях, когда обвиняемым вменялось также совершение других преступлений. В подавляющем большинстве случаев основанием для вынесения обвинительных приговоров были публикации или комментарии в интернете, причем ни один из правонарушителей не имел большого числа подписчиков.

Статью, которая устанавливает ответственность за публичное оскорбление или клевету в отношении президента с использованием соцсетей, добавили в Уголовный кодекс Узбекистана в 2021 году.

По словам Надежды Атаевой, председателя базирующейся во Франции Ассоциации "Права человека в Центральной Азии" (AHRCA), преследования по этой статье в последнее время становятся обычным делом. Организация Атаевой в сотрудничестве с брюссельским Международным партнерством по правам человека (IPHR) собирается вскоре опубликовать доклад о состоянии свободы слова в Узбекистане. При этом, по словам Надежды, сейчас в законодательной базе Узбекистана насчитывается уже около 30 статей, так или иначе связанных со свободой слова.

"Во многих других странах, когда речь идет о правонарушениях, связанных с высказываниями, первая реакция правоохранительных органов – предупреждение, – говорит Атаева. – В Узбекистане нет предупреждения, а сразу же выносится тюремный приговор".

"Хотят избежать политической составляющей в деле"

Самым молодым гражданином, получившим срок за оскорбление президента, был 19-летний житель Самарканда, которого в октябре 2023 года приговорили к двум с половиной годам лишения свободы. В копии решения суда говорится, что Дилшод Искандаров оставил комментарий с проклятиями в адрес нынешнего и будущих поколений Мирзиёевых под видео о семье президента в Instagram. По совету друзей позже он комментарий удалил, в суде признал свою вину и раскаялся, но это не избавило его от тюремного срока.

Блогер Отабек Саттори
Блогер Отабек Саттори

Одним из первых узбекистанцев, оказавшихся за решеткой по подобному обвинению, стал Отабек Саттори, видеоблогер из города Термез, который часто критиковал местных чиновников за коррупцию и бесхозяйственность. В мае 2021 года он был приговорен к шести с половиной годам лишения свободы по обвинению в вымогательстве и клевете. В феврале 2024 года его досрочно освободили. Выйдя на свободу, Саттори должен выплачивать государству 20% своего заработка в течение оставшегося срока.

После вынесения приговора Саттори привлечение блогеров к уголовной ответственности по обвинениям в вымогательстве стало обычной практикой в Узбекистане.

Директор базирующегося в Берлине узбекского форума по правам человека Умида Ниязова предположила, что это часть тактики: власти хотят избежать политической составляющей в деле и сделать его более похожим на обычное уголовное преступление.

"Во-вторых, практика показывает, что обвинение в вымогательстве легко сфабриковать. Нет необходимости предъявлять вещественные доказательства – достаточно кому-то написать заявление в милицию о том, что какой-то блогер вымогал деньги", – считает Ниязова.

Блогер Фозилходжа Арифходжаев
Блогер Фозилходжа Арифходжаев

Еще одно обвинение, выдвигаемое против блогеров, – угроза общественной безопасности и конституционному строю.

Фозилходжа Арифходжаев, блогер, приговоренный к семи с половиной годам лишения свободы по этим обвинениям в начале 2022 года, вышел из тюрьмы в декабре 2023-го. Его освободили условно-досрочно.

Но в том же месяце в тюрьму отправился Олимжон Хайдаров, популярный блогер из города Коканда Ферганской долины, осужденный на восемь лет по обвинениям в вымогательстве и клевете.

"Узбекистан похож на аквариум, где вода портится, но гражданам не дают ничего сказать"

В 2019 году, спустя три года после смерти первого узбекского президента Ислама Каримова, организация "Репортеры без границ" (RSF) изменила свою характеристику свободы прессы в Узбекистане с "очень серьезной" на просто "сложную". В ежегодном Всемирном индексе свободы прессы, составляемом RSF к третьему мая – Всемирному дню свободы печати, – Узбекистан впервые перестал входить в темно-красную зону наряду с такими странами, как Китай, Иран и Саудовская Аравия. Вместо этого он оказался в группе персикового цвета, в которую вошли Колумбия, Марокко, Индонезия и сосед Узбекистана по Центральной Азии – Казахстан.

Через пять лет, в 2024-м, после этого достижения Узбекистан снова оказался в красной зоне, заняв 148-е место из 180 стран, что на 11 позиций ниже прошлогоднего рейтинга.

"Сильное давление на сайты и блогеров. Регулярное удаление материалов. Цензура, самоцензура. Коллеги уходят из журналистики или собираются уходить", – написал журналист Шухрат Латипов в своем Telegram-канале.

В 2023 году RSF забила тревогу после того, как под давлением властей были закрыты шесть Telegram-каналов с десятками тысяч читателей в регионе на юге Узбекистана.

В то же время проправительственные блогеры расширяют свое влияние на информационное пространство, наращивая массовую аудиторию за счет того, что правозащитница Атаева называет "изображением гламурного образа жизни". По ее словам, все это означает, что режим Мирзиёева теряет ценный механизм обратной связи.

"Узбекистан снова становится похож на аквариум, где вода портится, но гражданам не дают ничего сказать. Они просто рыбы, которые должны молчать и плавать", – говорит Атаева.

Материал полностью можно прочитать на сайте Радио Озодлик.

XS
SM
MD
LG