Ссылки

Новость часа

"Сын в тюрьме из-за меня". В Беларуси арестовывают и сажают в тюрьмы родственников оппонентов режима Лукашенко


В Беларуси арестовывают и сажают в тюрьмы родственников оппонентов режима Лукашенко
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:16 0:00

В Беларуси арестовывают и сажают в тюрьмы родственников оппонентов режима Лукашенко

В Беларуси под репрессии силовиков попадают родственники политических заключенных, зачастую даже те, которые не имели никакого отношения к оппозиционной деятельности.

Cын политика Анатолия Лебедько Артем уже год находится в заключении. Сначала мужчину несколько раз осудили на 15 суток, потом завели уголовное дело и в итоге приговорили к 3 годам и 6 месяцам колонии: формально за донаты пострадавшим от репрессий в 2020 году.

"Он сидит из-за меня, и это моя внутренняя боль, крест, с которым я сейчас хожу. Как он там? Мы получаем информацию урывками. За это время мы узнали сына с другой стороны: за год мы от него не получали сообщений, где бы он жаловался", – говорит Анатолий Лебедько.

В ноябре 2023 года силовики в Минске пришли к родителям писателя Саши Филипенко. Сам он открыто критикует Александра Лукашенко в европейской прессе. За якобы репост материала запрещенного в Беларуси СМИ отца писателя осудили на 13 суток. При обыске, по словам Саши Филипенко, силовики сказали прямо: "Скажите спасибо сыну".


"Хотят, чтобы люди, до которых они не могут добраться, которые находятся за границей, чтобы они просто заткнулись. И в этом смысле, мне кажется, раньше у них были понятия, даже такие бандитские, вроде как родственников не трогаешь, а сейчас все дошло до того и докатилось до того, что уже даже бандитские понятия не работают", – добавляет писатель Саша Филипенко.

О том, что в стране идет открытое преследование родственников политических оппонентов, Александр Лукашенко говорит публично: "У нас некоторые беглые на Западе сидят, а тут родственнички и прочие творят то, что творили раньше. Только так – втихую! Мы это видим и предпринимаем меры противодействия".

Репрессии в отношении семей оппозиционеров начались в Беларуси еще с первых лет правления Александра Лукашенко. Родственников отправляли в тюрьмы, увольняли с работы, детям угрожали социальным приютом. И хотя в стране нет статьи, которая предусматривает ответственность за родство, сейчас репрессии в отношении близких только нарастают. Одна из причин такого давления, по мнению историка и политического обозревателя Александра Фридмана, – протесты 2020 года: "Этот страх, что можно потерять власть. Страх ответить за все, что совершалось до этого, оказался настолько сильным, что все представления о границах остались позади".

Из Беларуси из-за политического преследования пришлось уехать писателю Сергею Антонову. После этого силовики завели уголовное дело на его сына Артема за якобы оскорбление Александра Лукашенко. Сейчас Артем Антонов в тюрьме № 4 в Могилеве. "Он там с 26 декабря. Ездит адвокат, говорит, что Артем выглядит нормально. Бодро и так далее. В любом случае сын в тюрьме, и это произошло из-за меня", – рассказывает писатель Сергей Антонов.

Репрессии, которые продолжаются в Беларуси, эксперты называют самыми массовыми за всю суверенную историю страны. Собеседники Настоящего Времени уверены, что советская формулировка "член семьи врага народа" теперь актуальна в Беларуси.

"У нас война. Я считаю, что я на войне. Боритесь со мной, стреляйте в меня. Но есть родные, близкие, есть дети, наши внуки. Я думал, до этого не дойдет. До сталинских времен, когда ты враг народа, то автоматически и твоя семья записывается в эту категорию", – объясняет Анатолий Лебедько.

“Режим белорусский действует жестко, беззастенчиво в этом плане. Законам дан обратный ход: сын отвечает за отца! И все это чуть ли не на законодательном уровне", – возмущается Сергей Антонов.

Все сравнения со сталинским периодом, по мнению Саши Филипенко, не только не пугают власть, а воспринимаются ею как комплимент. Причин для прекращения репрессий, несмотря на их масштабы, считает историк Александр Фридман, сейчас нет: "Режим Лукашенко до конца своего существования от репрессий не откажется. Этот режим не может измениться. Репрессивное нутро и страх 2020 года".

Пока же власти продолжают преследовать белорусов не только за инакомыслие, но и за любую солидарность с политзаключенными. По данным правозащитного центра "Вясна", только в январе за то, что покупали продукты семьям тех, кто находится в тюрьмах по политическим мотивам, в стране под репрессии попали почти 290 человек.

XS
SM
MD
LG