Ссылки

Новость часа

Мины вдоль зернового коридора. Может ли Россия атаковать гражданские суда в Черном море – объясняет украинский военный эксперт


Судно Resilient Africa под флагом Палау входит в порт Хайфы (Израиль). По данным украинских властей, оно стало первым судном с зерном, вышедшим из порта Украины в Черном море после отказа России выполнять условия "зерновой сделки" в июле 2023 года
Судно Resilient Africa под флагом Палау входит в порт Хайфы (Израиль). По данным украинских властей, оно стало первым судном с зерном, вышедшим из порта Украины в Черном море после отказа России выполнять условия "зерновой сделки" в июле 2023 года

Власти Великобритании полагают, что Россия планирует атаку на гражданские суда в Черном море. По данным разведки Британии, российская сторона стремится таким образом помешать экспорту украинского зерна. В докладе спецслужб говорится, что Россия может попробовать заминировать территории, прилегающие к украинским портам, и "почти наверняка возложит ответственность за нападения на гражданские суда на Украину". В сообщении на сайте правительства Великобритании также упоминается, что из-за решения России выйти из "зерновой сделки" более 20 млн тонн продуктов питания из Украины рискуют не дойти до мирового рынка.

Что происходит с движением судов по зерновому коридору сейчас и что именно Россия может заминировать в Черном море – об этом в эфире Настоящего Времени мы спросили Павла Лакийчука, украинского военного эксперта, руководителя военных программ безопасности Центра глобалистики "Стратегия 21".

Павел Лакийчук объясняет, может ли Россия атаковать гражданские суда в Черном море
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:52 0:00

— Основной темой нашего разговора, безусловно, будет потенциальное минирование Черного моря. Но, учитывая случившуюся атаку на село Гроза в Харьковской области, я не могу не спросить: как вы считаете, сообщения о том, что удар мог быть нанесен "Искандерами", похожи на правду?

— Это страшная трагедия. Вы представьте: село, там человек пятьсот всего живет – и сразу погибло более пятидесяти. Каждый десятый в один момент покинул этот мир. Россияне обстреливают Купянский район разными средствами поражения, преимущественно это планирующие управляемые авиабомбы. Вторые по количеству – ракеты "Х-59" с бомбардировщика "Су-34", и вполне возможно применение ракет "Искандер". Пока наше военное руководство не определило точный тип ракеты. По словам министра внутренних дел, это крылатая ракета. Крылатой ракетой может быть как "Искандер-К", это крылатая модификация "Искандера", так и ракета, запущенная с самолета.

— Я напомню, что к этой минуте мы знаем как минимум о 51 погибшем и шести пострадавших. Давайте теперь поговорим о другой важной теме дня – сообщении британского правительства о возможных планах России заминировать территории, которые прилегают к так называемому зерновому коридору в Черном море. Насколько это возможно технически? Может ли Россия действительно это как-то сделать?

— Да, действительно может. Но надо рассмотреть три аспекта. Во-первых, британцы говорят о возможных атаках россиян на торговые суда, следующие в Украину и из Украины, – это фактически пиратство по гражданским судам.

— В сообщении на сайте британского правительства они напоминают о том, что они говорили о ракетной атаке на одно из судов.

— Да, совершенно верно. А также поднимается вопрос минирования акватории портов и внутренних вод Украины, то есть территориального моря Украины.

Что касается ракетных ударов по судам, такой вариант исключать нельзя, хотя тут действуют два момента. Первый – то, что россияне сразу после выхода из "зерновой сделки" заявили о том, что будут атаковать или считать недружественными все суда, движущиеся в Украину. Но после ряда неудач, так это можно назвать, когда россияне пытались остановить или осуществить досмотр судов третьих стран, они получили серьезный отпор со стороны международного сообщества. Россияне поняли, что в общем-то они здесь перешли красную линию. У них остаются два варианта действий: уничтожать нашу зерновую инфраструктуру, портовую инфраструктуру, чем они успешно занимаются, и второй вариант – это минирование акватории порта.

Дело в том, что за последние буквально несколько дней, недель произошел серьезный прорыв в украинском морском трафике: не только порты Дуная – это малые порты Украины, но и порты Одесской области – это большие зерновые контейнерные терминалы, наконец, после таких тяжелых испытаний, активно заработали. Уже на третий десяток судов пошел [счет], это большое количество. Возобновление трафика – это такой лавинообразный процесс, когда само появление трафика заставляет работать компании, которые занимаются страховкой, работает страховка – трафик еще больше увеличивается.

— То есть серьезно возросла, увеличилась навигация?

— Совершенно верно. И россияне, чтобы как-то повредить еще и этому, кроме ударов по портам, вполне могут осуществить минирование наших территорий. Но сделать такое масштабное минирование внутренних вод Украины, как это было в 2022 году, они не смогут.

— Как глубоко могут зайти российские технические средства, оснащенные минами?

— Северо-западная часть Черного моря достаточно мелководна и удобна для постановки якорных мин. Россияне, расставляя минные банки, минные поля в 2022 году, заходили впритык к нашим территориальным водам, то есть до двенадцатимильной зоны. Сейчас речь может идти скорее о международных водах, об украинской экономической зоне, потому что подойти вплотную к украинскому побережью россияне уже [не могут].

— То есть скорее вдоль этого коридора?

— Да, [у берега] осуществлять минные постановки они не смогут. Разве что есть небольшая вероятность минных постановок с подводных лодок. Но это слишком маленькая вероятность в общем зачете. То есть будет попытка осуществить минные постановки на маршрутах движения судов.

— Вдоль так называемого зернового коридора.

— Надо понимать, что в этих условиях россияне будут действовать скорее всего под чужим флагом: грубо говоря, "зеленые человечки расставляют зеленые мины". Мы будем противодействовать этому всеми имеющимися способами. К сожалению, сейчас у Украины недостаточно противоминных кораблей. Часть из них была захвачена в 2014 году в Крыму, часть – оставшиеся небольшие – были уничтожены в 2022 году во время российских атак по нашим портам и военно-морским базам.

XS
SM
MD
LG