В январе 2022 года Центробанк предложил полностью запретить оборот, майнинг и обмен криптовалют в России и ввести штрафы за их использование. Восьмого февраля правительство утвердило концепцию регулирования крипторынка в России. Теперь ЦБ и министерство финансов должны совместно подготовить соответствующий законопроект до 18 февраля.
Майнеры криптовалют называют это очередным ограничением свобод, ведь пока это одна из немногих сфер, которую не контролирует государство. Для многих майнеров это не только возможность заработка, но и форма независимости. Иркутская область стала центром российской добычи криптовалют. На сегодня здесь самая дешевая электроэнергия в стране. Однако региональные власти и энергетики намерены ввести повышенный тариф на майнинг.
Настоящее Время сняло документальный фильм о российских криптодобытчиках.
"В Иркутске добывается более 10% мирового биткоина. Здесь каждый подросток знает, что такое биткоин, каждый колхозник знает, что такое ферма. Любой человек, пенсионер или школьник может купить оборудование. Все работает автоматически. Главное – воткнуть в розеточку и в интернет. Настроить все очень просто", – утверждает предприниматель Юрий Дромашко. Он занимается криптовалютами с 2016 года .
Восемнадцатилетний майнер Иван учится на первом курсе в институте, изучает информационные системы. Говорит, что майнингом занимается уже 2,5 года. В результате сам себя обеспечивает и даже помогает родителям.
"Данная ферма стоит 270-300 тысяч рублей в зависимости от цен на рынке. Окупаемость у нее около одиннадцати месяцев. В месяц она приносит примерно 31-32 тысячи грязными", – делится Иван.
В хорошие месяцы, по словам Ивана, заработок составляет до трехсот тысяч.
"Майнить стали все, начиная с пенсионеров, заканчивая домохозяйками. Сибиряки всегда отличались предприимчивостью. Сама обстановка привела к тому, что люди начали вникать. На официальной работе зарплаты небольшие", – говорит предприниматель Евгений Зырянов.
Криптоанархист Дмитрий Толмачев считает, что толчком к развитию майнинга послужила пандемия с многочисленными неоплачиваемыми каникулами, когда люди сидели по домам, а многие компании просто закрывались.
Одной из главных проблем майнинга – это нагрузки на электрическую сеть, в результате чего возникают аварийные отключения.
"Количество потребления по тарифу "Население" увеличилось на 18%. Мы выявили по итогам года 1200 майнеров, но применить какие-то к ним санкции, кроме как заставить их платить по тарифу "Прочие", мы не можем. Мы их не можем даже ограничить в потреблении, если у них нет задолженности", – заявляет заместитель директора ООО "Иркутскэнергосбыт" Наталья Соковикова.
"Если в 2021 году в основном звонили жители частного сектора с жалобами на соседей, то сегодня у нас душераздирающие жалобы на горячую линию поступают из многоквартирных домов. В итоге что мы видим? Горят машины в гаражах, горят люди в домах, горит имущество, люди остаются на улице. Для того чтобы приостановить хотя бы развитие серого майнинга, необходимо срочное применение дифференцированных тарифов в Иркутской области", – убеждена Наталья.
"Идет сбор доказательной базы – тепловые признаки и фото-, видеофиксация нарушения, наличие шума. Формируется пакет документов для передачи нашим юристам в суд в отношении данного потребителя непосредственно в части нарушения тарифного статуса. Это потребление электроэнергии не на коммунальные нужды", – рассказывает инспектор хомутовского производственного участка Восточного отделения ООО "Иркутскэнергосбыт".
Криптоанархист Дмитрий Толмачев считает, в свою очередь, что "людям нужно дать то, что они заслужили по праву, ту электроэнергию, которая по договору у них есть".
"Дело в том, что они писали 15-20-30 киловатт на домашнее хозяйство, а в сети просто тупо не вкладывались. Сети ветшали. Когда ты живешь в диктатуре или в квазиэкономике олигархической, ты очень сильно зависим от таких вещей, когда тебе просто арестуют счет. Государство, когда имеет твои деньги у себя в банках и в карманах, оно тобой управляет и манипулирует. Я не трачу время на походы к приставам, в банк, куда-то еще. Я занимаюсь производством, развитием, образованием. Я на этом же компьютере работаю, делаю вычисления, и он обогревает мой дом и приносит мне доход. То есть это новая философия жизни", – убежден Дмитрий.
Руководитель IT-компании Константин Золотухин рассказывает, что клиенты размещают свое оборудование на обслуживание. Компания следит за температурным режимом, за исправностью работы, за заменой запчастей, за учетом оборудования. Клиенты – в основном иностранные компании. "Они уже получают сами монетки. Ну в основном это биткоин. И распоряжаются им, – уточняет Константин. – Электроэнергия у нас стоит значительно дешевле, чем в других странах, особенно в европейских. В России мы показывать доходы с этого не можем. А иностранные компании там, где зарегистрированы, могут показать доход и прибыль с этой деятельности и, соответственно, оплачивать все в белую".
На вопрос, не боится ли он вмешательства в эту сферу, в этот бизнес государства, Константин отвечает: "Мы даже в большей степени его ждем, чтобы можно было расширить круг клиентов. Будет больше каких-то понятных законов и способов, как приобретать, размещать, показывать доходы, платить с этого налоги. Чем больше будет таких инструментов, тем большим людям будет это доступно".
"Это же деньги, это же бюджет. Сейчас все зависит от того, как к этому подойдет госрегулятор, то есть как это все будет выглядеть. Помимо того чтобы брать, государство должно что-то дать. Я считаю, как предприниматель, мне был бы огромный плюс. ОКВЭД есть, соответственно, я могу взять кредит под это дело, можно оформить лизинг на это оборудование. Я буду защищен со стороны государства как предприниматель. Мне было бы гораздо проще, и государство получало бы с этого деньги", – считает предприниматель Евгений Зырянов.