Ссылки

Новость часа

"Действительно – там не хватило 56 тысяч голосов". Представители "Голоса" по просьбе Настоящего Времени проверили подсчеты Навального


Сколько не хватило голосов, чтобы победить "Единую Россию"? "Голос" проверил подсчеты Навального
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:21 0:00

Находящийся в заключении Алексей Навальный в своем обращении в инстаграме заявил, что у правящей партии "Единая Россия" плохие рейтинги, чем и обусловлены атаки на сайт "Умного голосования" и приложение "Навальный".

"Берем бумажку, ручку и считаем. Вор-единоросс идет на выборы в крупном городе. Сколько он наберет? Ну, скажем, 35%, хотя текущий рейтинг ЕдРа в городах уже не выше 20-23%. Но этого достаточно для победы, потому что кандидат на втором месте наберет 20%, а остальные пять кандидатов разберут оставшиеся 45% мелкими пакетами", – написал оппозиционный политик в своем посте накануне. Задача стратегии "Умного голосования", исходя из этой логики, – убедить 16 процентов тех, кто будет голосовать против "Единой России", отдать голоса самому сильному из числа других кандидатов, чтобы не распылять голоса. Навальный добавил, что в 2019 году не хватило голосов 50 тысяч человек, чтобы победить "Единую Россию" во всех округах на выборах в Мосгордуму.

Представители движения в защиту прав избирателей "Голос" (оно внесено в российский реестр "иностранных агентов") по просьбе Настоящего Времени проверили подсчеты Навального. "Оказалось, что в сумме по Москве "самомедвеженцы" проиграли своим оппонентам почти 8 тысяч голосов: проиграв в 16 округах 63 759 голосов и выиграв в 26 округах 56 086. В трех округах они не заняли ни первого, ни второго места. Они выиграли только по числу округов, но не голосов москвичей", – написали представители "Голоса" в ответ на запрос Настоящего Времени.

О подсчетах Алексея Навального в эфире программы "Утро" мы поговорили с членом совета движения "Голос" Виталием Авериным.

— Алексей Навальный утверждает, что в 2019 году не хватило 50 тысяч человек, чтобы победить "Единую Россию" во всех округах на выборах в Мосгордуму. Что вы можете сказать об этих подсчетах?

— Это действительно так. Мой коллега вел этот подсчет – он занимается как раз электоральной статистикой. Если быть точным, то там не хватило 56 с чем-то тысяч голосов.

— Как считали?

— Это несложная арифметика. Там берется просто вторая позиция и то, сколько отделяет первую позицию от второй позиции. Разница получилась в 56 тысяч с лишним голосов.

— По меркам выборов в Мосгордуму 56 тысяч – это много или мало?

— Во-первых, надо учитывать то, что в Мосгордуму были выборы только по одномандатным округам, поэтому довольно корректно брать это за основу для "Умного голосования" для крупных городов. Надо еще учитывать, что в Москве тогда, как и сейчас, была сушка явки. Но это еще были, к слову говоря, муниципальные выборы, а на муниципальных выборах там действительно разрывы между первым и вторым местом бывают небольшие, и цена вопроса – несколько сотен голосов.

"Умное голосование" – это модель поведения избирателя в электорально-авторитарных режимах

— Возможно ли сейчас использовать стратегию "Умного голосования", если сайт заблокирован Роскомнадзором?

— Конечно, возможно. Я постараюсь объяснить почему. Во-первых, "Умное голосование" – это далеко не изобретение Алексея Навального. Если быть точным до конца, "Умное голосование" – это вообще модель электорального поведения избирателя в таких политических режимах, как у нас. Назовем это "автократией", или это еще называют "электоральный авторитаризм". В таких электорально-авторитарных режимах это оправданная модель поведения избирателя протестно, критически настроенного. Но Алексей Навальный и его команда изобрели технологию, создали технологию, [когда] в таких заданных условиях [это все приводит] к поставленным результатам. А целью такого голосования является консолидация протестных голосов.

— А сейчас можно вообще определить, в каких регионах представители оппозиции, где их допустили к выборам, могут еще составить конкуренцию "Единой России"?

— Нужно иметь в виду, что речь идет не только о выборах в Государственную Думу. У нас выборы проходят в 39 региональных парламентах 39 регионов. Еще в девяти регионах выборы глав регионов – губернаторов. И там действительно есть вероятность, что "Умное голосование" покажет определенный результат, в особенности это касается крупных городов. В первую очередь это касается Санкт-Петербурга и Москвы.

— В предыдущих наших эфирах эксперты говорили о том, что главная проблема этих выборов – это недопуск оппозиции к выборам, [отказ им в регистрации]. Если отбросить этот самый главный пункт, как в целом проходит избирательная кампания? Какие самые главные нарушения вы видите?

— Сейчас ожидаемо, предсказуемо основным видом нарушения является админресурс – использование админресурса в целях обеспечения явки. Это так называемый административный привод. И тот факт, что в Москве на электронное голосование уже заявили 1 миллион 800 тысяч, говорит именно об этом, и это тоже было ожидаемо. Такая есть тенденция, что на портале "Госуслуги", портале mos.ru запись на электронное голосование используется в таких целях. То есть люди целыми коллективами, бюджетные организации регистрируются для участия в электронном голосовании.

— Физическая явка на избирательные участки влияет на результат "Единой России"? Это идет на руку "Единой России" или, наоборот, нет?

— На этот вопрос не может быть однозначного ответа, потому что, с одной стороны, мы видим, что сценарий на сушку явки, и именно поэтому на полную мощь работает админресурс. То есть власть делает ставку на небольшую явку, но на фоне небольшой явки будет административный привод. Поэтому "Единая Россия" может получить реальный результат выше, нежели показывает социология.

Но, с другой стороны, сама по себе кампания такая, что она не проходит изначально в том режиме, который был задан. Хоть и зачищали кандидатов на подступах, а все равно не обошлось без отстранения кандидатов в ходе избирательной кампании. Назовем самые яркие примеры – Грудинин, Вишневский, Шлосберг, Потапенко. Все это далеко не единственные примеры. И они, конечно, создают лишний информационный фон, шум этой избирательной кампании, который в действительности уже не мотивирует не участвовать других избирателей, а, наоборот, может мобилизовать протестные голоса.

XS
SM
MD
LG