Работа крупнейших предприятий Донбасса, захваченных сепаратистами, практически остановлена. Рабочие выходят на протесты, поскольку уже несколько месяцев не получают зарплаты. Многие покидают регион, потому что нет работы. Украинские политики говорят, что за семь лет военного конфликта предприятия были разграблены и полностью наладить производство сейчас просто невозможно.
Самые крупные предприятия на Донбассе можно условно разделить на две группы – угольные и металлургические. Первые уже давно практически закрыты и разграблены. Из них поддерживаемые Россией сепаратисты вывезли угля примерно на шесть миллиардов долларов, подсчитали в Восточной правозащитной группе.
Часть металлургических предприятий до сих пор работает, но примерно на 10% от своих мощностей. Самые крупные из них в 2017 году сепаратисты перевели под управление одной компании – "Внешторгсервис". Ее связывают с бежавшим в Россию украинским олигархом Сергеем Курченко, соратником Виктора Януковича. Компания зарегистрирована в сепаратистском регионе Грузии Южной Осетии. "Внешторгсервис" не платил налоги даже в местные бюджеты, а последние полгода перестал платить и зарплаты работникам.
"Естественно, эти предприятия, которые де-факто являются украденными, не получали никаких капиталовложений. И, получается, Курченко просто выжимал из них ресурс, который в них еще остается, запас прочности. Вот он выжимал сколько можно. По сути, это была просто хищническая грабительская схема", – говорит участник переговоров Трехсторонней контактной группы Денис Казанский.
На заводах, которые еще хоть как-то продолжают работать, случаются постоянные аварии и пожары. А местные жители говорят, что рабочие стали массово покидать Донбасс.
Разбираться с долгами предприятий в начале июня из России на Донбасс отправили Евгения Юрченко. Он – бывший заместитель губернатора Воронежской области. Сергея Курченко от управления компанией отстранили. Новый руководитель пообещал выплатить зарплаты и наладить производство. Но украинские аналитики уверяют, что причина смены кураторов на захваченных предприятиях Донбасса вовсе не в погашении долгов.
"Внешторгсервис" удалось демпинговать цены на металлургическую продукцию и на уголь внутри РФ. Потому что не платят налоги, не платят зарплаты, себестоимость продукции снижается, там даже начался конфликт. То есть просто перераспределили сферы влияния. От одного забрали – другому отдали. Ничего не поменяется", – отмечает глава Восточной правозащитной группы Павел Лисянский.
Приносить прибыль региону захваченные предприятия не могут, рассказывает бывший директор одного из крупнейших заводов на Донбассе Муса Магомедов. Сейчас товар с неподконтрольной Киеву территории Донбасса продают исключительно в Россию.
"Они оказались в "серой зоне", из которой нормально продать товар по рыночной цене невозможно. Потому что ее нужно как-то очищать", – говорит Муса Магомедов, экс-гендиректор Авдеевского коксохимического завода.
Для того чтобы полностью наладить производство, говорят в Украине, в предприятия Донбасса нужно вложить сотни миллионов долларов. Но инвестировать в "серую зону" не станет никто, убеждены украинские политики и эксперты. А без вложений заводы, за счет которых существует регион, скоро и вовсе могут быть уничтожены.