Немецкий городок Котбус расположен всего в десяти километрах от границы с Польшей и знаменит тем, что здесь до сих пор живут лужичане – отдельная этногруппа славян с собственными языком и культурой. А также тем, что здесь проходит важнейший фестиваль восточноевропейского кино.
Впервые фестиваль прошел в 1991 году в промежуточный исторический период воссоединения и восстановления Германии. Его придумали активисты киноклуба бывшей ГДР. В Котбусе до сих пор ощущаются следы социалистического прошлого. Тем необычнее в дни фестиваля здесь видеть звезд европейского кино.
Кинофестиваль в Котбусе в значительной степени подчинен определенной социальной миссии. Подборщики ориентируются не столько на художественный поиск, сколько на межкультурный диалог между Восточной и Западной Европой. В городе, где официально признано два языка и все таблички и названия написаны и на немецком, и на лужицком, это как нигде актуально.
Кинофестиваль делит показы на отдельные секции по наиболее кинематографически активным странам востока Европы. В этом году Венгрия, Черногория, Польша и Россия удостоились отдельных программ. Суммарно FilmFestival Cottbus вручает восемнадцать наград на общую сумму более 75 тысяч евро. Все победители получают статуэтку "Любина", что в переводе с лужицкого языка означает "победительница".
В конкурсах Коттбуса не найти визуальных экспериментов, необычных способов повествования или режиссерских игр с формой. Как правило, это жанровые картины, которые не очень-то любят кинокритики. Но иногда зрители и профессионалы сходятся во мнении.
"Надо мною солнце не заходит"
Этот якутский фильм в этом году получил сразу и приз зрительских симпатий, и награду ФИПРЕССИ. Любовь Борисова сняла стопроцентно семейное кино, смешав в нем северную экзотику, интернет, конфликт поколений и незамутненный хеппи-энд. Фильм рассказывает историю дружбы между юношей Алтаном и старым отшельником Байбалом. Они по разным причинам оказались на безлюдном острове на Крайнем Севере. Чтобы вернуть желание жить и найти пропавшую дочь, Алтан уговаривает старика завести видеоблог.
"Дневник Дианы Б."
Эта документально-игровая картина стала лучшим дебютом фестиваля. Хорватка Дана Будисавлевич попыталась реконструировать на экране героическую биографию своей знаменитой однофамилицы Дианы Будисавлевич, спасшей более 100 тысяч детей из нацистских концлагерей во время Второй мировой. Режиссер стремится к максимальной аутеничности: снимает в черно-белой гамме, привозит выживших в места, где они когда-то едва не умерли, вклеивает жуткую хронику с истощенными лагерными детьми.
"Полная луна"
Картина Нермина Намгазича (Босния и Герцеговина) показывает события одной ночи в полицейском участке в Сараево. Молодой полицейский Хамза, у которого рожает жена, вынужден заступить на смену из-за дефицита кадров. Камеры полны заключенных, нарушивших закон от безнадеги: несовершеннолетний секс-работник; мужчина, ограбивший банк, чтобы оплатить операцию своего ребенка и несчастный, которому не хватает денег на оплату электричества.
Все коллеги главного героя оказываются подлецами и коррупционерами, а все заключенные – людьми более или менее достойными. Актер Албан Укай в итоге получил "Любину" за лучшую мужскую роль.
"Дом Аги"
А вот в "женской" категории приз отдали не одной, а сразу пяти актрисам, которые составили ансамбль в косовско-хорвато-албанском "Доме Аги" режиссера Лендиты Зекирай. Великолепное сочетание пяти разных характеров с очень разными судьбами наполнили экран всем возможным спектром эмоций.
Полнометражный дебют Зекирай о группе женщин, живущих вместе и воспитывающих девятилетнего мальчика, уже побывал на более чем десяти кинофестивалях и стала фильмом открытия фестиваля в Карловых Варах.
"Сестра"
Главной приз фестиваля получила картина "Сестра" режиссера Светлы Цоцорковой из Болгарии. В центре сюжета своеобразный любовный треугольник: ненависти в нем ничуть не меньше, чем любви.
Мать и две ее дочери-подростка зарабатывают на жизнь авторской керамикой. У младшей, Райны, очень сложный характер, а еще она выдумывает истории, одна другой невероятнее и страшнее, которым покупатели верят – и охотно платят за товар. Впрочем, у каждой из женщин есть свои секреты и травмы, которые они скрывают выдумками и ложью. Впечатляющее сочетание талантов режиссера и трех блестящих актрис делают этот фильм объективно лучшим в конкурсе.