Власти Нидерландов рассказали о четырех задержанных в апреле сотрудниках российской разведки, которые пытались совершить хакерскую атаку на штаб-квартиру ОЗХО в Гааге. В тот же день Минюст США обвинил в кибератаках семерых россиян. И это лишь последние разоблачения.
Мы спросили у сотрудника колледжа Сент-Энтони Оксфордского университета Владимира Пастухова, чем могут грозить такие обвинения ГРУ, Москве, Кремлю и России в целом.
– Неприятными переживаниями по ночам и некоторым ухудшением возможности для свободного передвижения и свободных действий в дальнейшем. Но ничем особенно серьезным, с моей точки зрения, Москве нынешняя ситуация сейчас грозить не может.
– Некоторые западные, в частности, британские эксперты говорят о возможности серьезных санкций против России. Почему вы считаете, что это невозможно?
– Потому что Великобритания – это правовое государство, и для введения таких санкций необходимы соответствующие правовые механизмы. Дело в том, что нет никаких прямых активов Российской Федерации, которые находились бы в указанных экспертом адресах. На Британских Виргинских островах, возможно и почти наверняка, есть российские деньги, которые принадлежат различным частным лицам. Для того, чтобы эти деньги были заморожены, соответственно, должны быть приняты политические решения в отношении этих частных лиц. Соответственно, должны быть какие-то доказательства, и это трудоемкий процесс, аффилированности этих частных лиц с российскими спецслужбами, с российским государством.
Просто так взять и заморозить деньги Абрамовича можно только в России. Кстати, там ему угрожает наибольшая опасность, с моей точки зрения. Заморозить их просто так на Западе гораздо сложнее.
Кроме того, Великобритания вынуждена считаться с тем, какие экономические сигналы она посылает не только России, но любым другим странам. В Великобритании находится огромное количество денег, и, к сожалению, это был довольно мощный отмывочный центр на протяжении многих десятилетий, не только из России, но из Китая, Арабских Эмиратов и так далее. И если Британия в один миг под влиянием эмоций лишится этих денег, это отрицательно скажется на состоянии самой британской экономики.
– В последнем выступлении Владимир Путин довольно резко говорил про санкции и позицию Запада. Знал ли он, что вскоре последуют новые заявления и обвинения Запада?
– Я не сомневаюсь, что слухи о смерти российской разведки преувеличены, и Владимир Путин имеет опережающую информацию, что готовится на Западе. Тем не менее, чтобы сделать подобное заявление, никакой дополнительной информации не надо, она естественно вытекает из всех предшествующих событий. Он как всегда говорит полуправду и полублефует, полурисуется. Потому что, с одной стороны, Россия, безусловно, боится таких глобальных замораживающих санкций. С другой стороны, несмотря на все потрясения, если кто-то думает, что этими санкциями Россия и режим, в ней существующий, будут уничтожены, то это наивность. В любом случае речь идет о многих и многих годах соревнования, которые будут гораздо более сложными и тяжелыми, чем годы холодной войны.
КОММЕНТАРИИ