Инструкциями о том, что делать в случае пожара, нас всех пичкают начиная со школы и заканчивая домом престарелых. Все знают, что
- Надо знать план эвакуации при пожаре в зданиях, где мы регулярно бываем (дома, на работе, в учебных и общественных заведениях. Знать план эвакуации значит уметь себе представить, где находятся пожарные лестницы (а не лифты, которыми мы пользуемся обычно и которыми в случае пожара пользоваться будет нельзя).
- Эвакуироваться надо сразу, как только зазвучит пожарная сирена.
- В случае сильного задымления нужно прикрыть рот и нос влажной тканью. (Чем увлажнить эту самую ткань, значения не имеет, но если в случае пожара вы будете усиленно пытаться пописать на шарфик, как в последние дни рекомендуется в очень популярном фейсбучном посте, вы рискуете угореть, заставляя себя это сделать).
- Если эвакуация по плану невозможна, нужно укрыться в помещении, заложив чем-то мокрым все щели, и ждать у окна (по возможности при этом не открывая его, чтобы не создавать тягу), когда придет помощь в виде пожарных с лестницами.
- Если человеком, который первым заметил пожар, будете вы, нужно немедленно позвонить 01.
Все эти знакомые каждому инструкции предполагают, что в здании действует система пожарного оповещения, что эвакуационные лестницы доступны и не завалены каким-нибудь хламом, а пожарные быстро приезжают по вызову и у них есть эти самые лестницы.
Но даже если все это так, разумные вроде бы инструкции в реальной экстренной ситуации оказываются бесполезными. Проблема в том, что, по подсчетам военного инструктора по выживанию Джона Лича, в случае катастрофы любого толка примерно 75% людей впадают в ступор и оказываются неспособными предпринять какие-либо действия к собственному спасению, еще 15% сохраняют способность ясно мыслить и рационально действовать, а оставшиеся 10% совершают бессмысленные действия, ставящие под угрозу возможность спасения всех остальных.
Инструкции по спасению обычно пишутся для 15% рационально действующих людей. Чтобы повысить шансы на спасение всех остальных, нужно начинать с того, чтобы заставить их по-настоящему представить, что они оказались в чрезвычайной ситуации, и принудить их мысленно просчитать свои действия. Только тогда станет понятно, зачем знать местонахождение пожарных выходов.
Отрицание
У специалистов, занимающихся рисками, кризисами и катастрофами, есть специальный термин, дуга выживания. Эта дуга состоит из трех фаз: отрицания, осмысления и решающего момента. Большой процент погибших в разного рода катастрофах так и остаются в первой из трех этих фаз.
22 августа 1985 году Boeing 737 не смог взлететь из-за отказа двигателя из аэропорта Манчестера. Самолет загорелся, так и не поднявшись в воздух, погибли 55 человек. В отчете комиссии, расследовавшей инцидент, говорилось: “В этой катастрофе больше всего поражает, что несмотря на то, что самолет не отрывался от земли, довольно быстро остановился и тушить его извне начали почти сразу, число погибших оказалось таким высоким. Совершенно неясно, почему пассажиры быстро не покинули самолет”.
Тот же самый вопрос эксперты задают и в связи с самой смертоносной катастрофой в истории авиации, когда два Boeing 747 (один KLM, другой Pan Am) столкнулись на взлетной полосе. Погибли 583 человека. У пассажиров KLM шансов спастись не было, потому что самолет уже взлетел, но из 396 пассажиров Pan Am, которому взлетающий KLM снес верхнюю часть фюзеляжа, могли выжить все – но попытались спастись лишь 61. Один из выживших, Пол Хек, вспоминал, что когда он ринулся вовне, схватив за руку жену, он заметил, что остальные пассажиры продолжали мирно сидеть на своих местах.
То же самое можно сказать и о пожарах. Подсчитано, что все выбравшиеся из башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке после того, как в них врезались захваченные террористами самолеты, выждали в среднем шесть минут, прежде чем решили эвакуироваться, а в отдельных случаях провели в горящем здании полчаса. Люди продолжали делать звонки, прибирали на столе, дописывали емейлы, ходили в туалет. Одна из женщин, которая ездила на работу на велосипеде, успела переодеться в велосипедную форму прежде чем покинуть здание.
Что же делать
Психологи объясняют такого рода поведение неспособностью адаптироваться к резкой перемене обстановки. В критических ситуациях люди попросту не делают то, что в нормальном состоянии им кажется очевидным. Соответственно, единственный путь к преодолению отрицания – это сознательная подготовка к чрезвычайным ситуациям. Постоянное повторение каких-то действий переводит их в автоматический режим и освобождает от необходимости думать, что делать, когда трагедия действительно происходит.
- Делать над собой усилие и специально находить экстренные выходы, когда вы идете в кино, и воображать, как вы ими воспользуетесь;
- Внимательно изучать план эвакуации в гостиничной комнате (в гостиницах часто бывают пожары);
- Оказавшись на судне, выяснить, где находится относящаяся к вашей каюте спасательная шлюпка;
- В самолете слушать инструкции по безопасности и находить глазами ближайший запасной выход.
Все это скучно, тем более что вероятность оказаться в чрезвычайной ситуации на самом деле не так высока. Тем не менее, вообразить себя в ней всегда полезно. Джон Лич, которого мы уже цитировали объясняет это просто: “Все, что нужно сделать, это задать себе простой вопрос: “Если вдруг что-то случится, какими будут мои первые действия?”. Если вы можете ответить на него, все остальное приложится”.
КОММЕНТАРИИ