Южная Ингушетия – одно из самых интересных мест на Северном Кавказе. В ней соединилось все: величественная природа, древняя архитектура, загадки истории и гостеприимство жителей.
По легенде, в Таргимской котловине жил славный Альберд и его сыновья – Эги, Таргим и Хамхи. Их имена носят башенные селения, окончательно покинутые только в 1944 году, во время депортации. Самое крупное из них – Эгикал.
Боевые башни внешне не похожи на европейские замки, но выполняли те же функции. Вместо рва – вход на уровне второго этажа; вместо подъемного моста – полено с зарубками, которое осаждаемые втягивали за собой; вместо винтовых лестниц – узкие лазы на следующий этаж, которые было легко оборонять. Вдобавок, с верхнего этажа воины обстреливали нападавших из-под надежных каменных щитов-машикулей, похожих на балкончики. На нижнем этаже хранились запасы еды и воды. Так горцы могли успешно противостоять и более сильному противнику.
Комплекс Эрзи (Орел) прославился не только большим количеством башен, но и найденным там бронзовым орлом Сулеймана – самым древним точно датированным бронзовым ближневосточным предметом после возникновения ислама. Как он попал сюда – доподлинно неизвестно. Сейчас он находится в Эрмитаже. Башни недавно отреставрировали. Так их спасли от разрушения, но первоначальный вид был утрачен – новая кладка плотно залита цементом.
Порой возле башен встречаются пастухи. Они зовут гостей на "чай", который на поверку оказывается сытным обедом.
Возраст башен определить сложно. Для некоторых предполагаемая дата строительства "гуляет" на 400 лет. Считается, что низкие и широкие жилые башни возникли в конце X – начале XI века. Со временем они развивались, и к XVI веку превратились в классических стройных великанов высотой с десятиэтажный дом и с пирамидальной крышей. Такие сооружения перестали строить к концу XVIII века, с появлением артиллерии.
Жертвоприношения в языческом святилище Мят-Сели совершались до 1925 года. Длинное шествие жителей, поднимающихся на Столовую гору, возглавлял жрец в белоснежном бешмете. Он нес священный шест с белым флагом и колокольчиками. Важной частью церемонии, как и у соседей-осетинов, было священное пиво.
Тхаба-Ерды – один из старейших христианских храмов на территории России. Его датируют VIII – IX веками. Впрочем, перестраивали и ремонтировали его сотни лет – даже после того, как культурное влияние Грузии ослабло, и местные жители вернулись в язычество. Здесь совершали жертвоприношения и проводили обряды вызова дождя. Есть разные версии трактовки названия Тхаба-Ерды – "Храм святого Фомы", "Храм двух тысяч святых" и даже "Храм глаза бога".
Самый известный башенный комплекс Ингушетии и всего Северного Кавказа – конечно, Вовнушки. Переводится это вроде бы милое название как "Место боевых башен".
Поблизости, как и повсюду в ущелье, есть склепы. Считалось, что если умершего не похоронить в родовой усыпальнице, он на том свете останется без крова. Когда человек готовился отойти в мир иной, его нередко просили передать послание покойным родичам. Во времена эпидемий больные сами уходили в склепы, спасая родственников от заразы.