В Санкт-Петербурге обсуждают радиационную обстановку: из проектной документации для Радиевого института имени Хлопина (документ обнаружила и сохранила у себя на сайте "Фонтанка.ру") стало известно, что пять лет назад в НИИ якобы произошла утечка из системы сбора отходов, из-за чего радиоактивные вещества попали в почву и грунтовые воды.
В администрации Радиевого института сведения об утечке отрицают и утверждают, что документ неверно интерпретировали – якобы речь идет лишь о гипотетическом, "худшем из возможных" сценариев при демонтаже системы сбора жидких радиоактивных отходов, которая не используется с 2003 года.
Что говорят о радиационной ситуации в Санкт-Петербурге и что показывает дозиметр?
*****
Ольга Томшина живет в Выборгском районе Петербурга, совсем недалеко от корпуса Радиевого института имени Хлопина. Утечку радиоактивных отходов обнаружили буквально в пятиста метрах от ее дома.
"Этот пруд между домами – зимой он замерзает. А вот главная горка, где катается не только моя дочь, но и весь район, летом мы кормим здесь уток", – перечисляет Ольга достопримечательности района.
Эта часть Петербурга уже давно заселена, здесь много высотных зданий, детсадов, школ, парков с естественными водоемами. В одном из таких парков, находится консульство Словакии, в другом – ЗАГС.
"Первые 12 часов после прочтения у меня был шок, была паника. Я тут же решила, что нужно переезжать в относительно безопасные места в Петербурге, если они есть. А если не в Петербурге – то куда перемещаться?" – говорит женщина.
Дозиметр показывает, что сейчас рядом с ее домом, где Ольга обычно гуляет с дочерью, радиоактивный фон в норме: не выше 0,2 мкЗв в час.
Но в "Гринпис" предупреждают, что такое исследование с помощью дозиметра весьма поверхностно:
"Гаммаспектрометрия видит хорошо те элементы, который видно по гамма-излучению. Но помимо тех элементов там могут присутствовать элементы, испускающие альфа-частицы, – говорит Рашид Алимов, руководитель проекта энергетической программы Greenpeace России. – Эти частицы опасны при попадании в организм".
Альфа-частицы могут попасть внутрь человеческого организма через дыхательные пути или с пищей. Предположительно именно такие элементы стали причиной смерти в Лондоне разведчика Александра Литвиненко. Чтобы выявить следы радиоактивной утечки недостаточно простого дозиметра. Надо провести специальный анализ, в первую очередь – грунтовых вод.
"Из документов следует, что загрязнение находится на территории института, но основное загрязнение – в грунте, – подчеркивает Алимов. – А под резервуаром отходов находится плывун, то есть почва сильно насыщенная водой".
Информация в прессе появилась лишь после публикации, которую сделал сам институт. Оказалось, что НИИ ищет подрядчика для "работ по демонтажу части системы сбора жидких радиоактивных отходов". Там же, в объявлении и было написано, что утечка якобы произошла еще пять лет назад, а грунт заражен.
Городской парламент направил в прокуратуру запрос по халатности в Институте Хлопина.
"Такого рода случаи должны быть под контролем Ростехнадзора. Мы будем стараться, чтобы это стало достоянием гласности. Потому что на самом деле то, что произошло – это результат закрытости принятия решений в этой сфере", – настаивает депутат Заксобрания Петербурга, член комиссии по экологии Михаил Амосов.
Он говорит, что подобные случаи происходят или могут легко произойти и на других атомных объектах в черте города: "Очень, к примеру, не хотят видеть Ростехнадзор и на Балтийском заводе, где идет стройка плавучей атомной станции "Академик Ломоносов", – замечает депутат.
КОММЕНТАРИИ