«Бабки делать надо!» - заявил Путин в 1991 году в порыве откровенности. О том, как этот императив овладел сначала городской администрацией, а потом стал основой российской государственной политики, вспоминают бывший следователь по особо важным делам СК МВД РФ по Северо-Западному федеральному округу Андрей Зыков, а также депутаты Ленсовета Юрий Вдовин и Николай Андрущенко.
«Двадцатый трест»
15 лет назад подполковник юстиции Андрей Зыков расследовал дело, которое пресса в самом начале нулевых назвала «делом Путина». Возбужденное в июне 1999 г., дело №144128 было закрыто чуть больше года спустя. Сам Путин тогда уже работал президентом РФ. Через полтора года после закрытия знаменитого дела Андрея Зыкова уволили из МВД и завели уголовное дело уже против него – по статье 286, превышение служебных полномочий. Времена в 2001 году стояли еще вегетарианские, и производство против Зыкова в конце концов прекратили – в том числе и потому, что он не давал подписки о неразглашении по делу Путина и был готов устроить по его материалам политический скандал. Один из членов следственной группы Зыкова, Олег Калиниченко (Зыков называет его «опером от Бога) в 2001 году неожиданно уволился из МВД и ушел в монастырь). Сегодня известное Зыкову на скандал уже не тянет, однако крайне интересно для изучения истоков нынешней российской государственности.
«Дело Путина» было возбуждено полуанонимно, «по факту хищения бюджетных средств» корпорацией «Двадцатый трест». По словам Зыкова, основанная в 1992 году корпорация совершенно явно создавалась не для того, чтобы что-то делать, а исключительно чтобы похищать.
1992 год был для России экономически очень тяжелым. На фоне огромной инфляции страну охватил кризис неплатежей: предприятия не могли рассчитаться с поставщиками и заплатить работникам. Весной 1992 Центральный Банк РФ начал выделять средства на поддержку предприятий – они распределялись через Управления федерального казначейства, открытые в разных городах России. В Петербурге такое управление возглавлял Вячеслав Каретин, до того работавший под началом Алексея Кудрина в комитете финансов администрации Санкт-Петербурга.
По данным следствия, которое вел Зыков, только в 1992 году 23 миллиарда рублей, то есть более 60% выделенных ЦБ денег, были перечислены корпорации «Двадцатый трест». Из них на нужды города было израсходовано около 1 миллиарда рублей – остальные 22 миллиарда корпорация перевела за границу. В частности, на эти деньги в Испании возводились коттеджи для сотрудников администрации СПб. «В Испании есть такое местечко - Аликанте-и-Торевьеха.

Аликанте-и-Торевьеха
Когда в 2000 году Путин стал президентом, одна крупная испанская газета посчитала, что с 1996 по 2000 годы Владимир Владимирович посетил район Торевьехи в Испании 37 раз. При этом Путин пересекал границу по поддельным паспортам. Испания это знала, но знала также, и кто это такой (тогда Путин уже был директором ФСБ). Скандалы международного уровня были не нужны», - рассказывал Андрей Зыков порталу zaks.ru в 2011 году.
Кооператив «Озеро» - тамбовская и малышевская ОПГ
Учрежденный в 1996 году дачный кооператив «Озеро» приобрел известность благодаря карьерам, которые сделали впоследствии его обитатели – Владимир Путин, Владимир Якунин, Юрий Ковальчук, братья Фурсенко, Владимир Смирнов и другие. Однако, по данным Зыкова, через фигуру Смирнова этот знаменитый кооператив непосредственно связан с тогдашним «ночным губернатором Петербурга» Владимиром Барсуковым (Кумариным).
Невиданным расцветом «Петербургская транспортная компания» (ПТК) обязана регулярным поставкам нефтепродуктов со стороны предприятия «Кириши-нефть», которая подчинялась мэрии Санкт-Петербурга.

Городской филиал кооператива «Озеро» позволяет установить связь между Путиным и другим преступным авторитетом города, главой Малышевской преступной группировки Геннадием Петровым.

14 июня 2008 года. Геннадия Смирнова доставляют в суд испанского города Пальма-де-Мальорка
Пять членов кооператива «Озеро» в городе были прописаны по одному и тому же адресу – в доме 55 по улице Наличной, причем большинству из них в этом доме принадлежало больше одной квартиры. Дом 55 возвела Балтийская строительная компания (БСК), которую Зыков называет «жемчужиной в короне Геннадия Петрова».
Между Петровым и Путиным имеется, однако, и еще одно связующее звено – это Владимир Киселев, сегодня известный широкой российской публике в качестве учредителя фонда «Федерация», на одном из мероприятий которого в декабре 2010 года Путин играл на рояле и пел.
Андрею Зыкову Владимир Киселев известен в первую очередь как вымогатель:
Вымогательство в те годы могло иметь и вполне благообразный облик – скажем, в виде проверок и штрафов налоговых органов. Журналист Владимир Иванидзе утверждает, что в 1993 году «малышевские» вытеснили с рынка все чужие казино, организовав налоговую проверку.
Налоговую службу Петербурга в то время возглавлял Виктор Зубков, до этого работавший заместителем Путина в комитете по внешним связям мэрии и в 2007-2008 годах возглавлявший российское правительство.
Собчак и Путин
Об экономических преступлениях, совершавшихся в начале девяностых с ведома Владимира Путина, первой заговорила депутат Ленсовета в 1990-93 годах Марина Салье. В 1992 году специальная комиссия Санкт-Петербургского горсовета под руководством Салье пришла к выводу, что по документам, подписанным председателем Комитета по внешним связям при мэре Санкт-Петербурга Владимиром Путиным, а также его заместителем Александром Аникиным, за рубеж были вывезены редкоземельные металлы, нефтепродукты и другое сырье на сумму более ста миллионов долларов. Это были бартерные контракты. Взамен в Санкт-Петербург, где продовольствия не хватало настолько, что на него уже были введены карточки, должны были поступить партии мяса, картофеля, птицы. Но не поступили. По данным Марины Салье, в 1992 году командой Владимира Путина было похищено порядка 100 миллионов долларов США.

Марина Салье, сопредседатель Свободной демократической партии России, выступает на девятом внеочередном Cъезде народных депутатов РФ. 1993 г.
Отчет комиссии Салье был передан в прокуратуру и Контрольное управление администрации президента, однако расследование заглохло, а Владимир Путин не только не был снят с должности, как рекомендовал горсовет Петербурга, заслушав отчет Салье, но и получил повышение.
В 2000 году Марина Салье, ссылаясь на данные своего доклада, активно призывала граждан не голосовать за Путина на президентских выборах, а потом неожиданно уехала в глухую деревню в Псковской области и прекратила общение с журналистами.
Первое интервью после десятилетнего перерыва она дала журналистке Радио Свобода Анастасии Кириленко:
Еще одним делом, связавшим Анатолия Собчака и Владимира Путина, было дело строительной компании «Ренессанс». По данным следствия, ее руководитель Анна Евглевская передала десяткам городских чиновников элитные квартиры в доме 3 по улице Рылеева.
Одну из квартир получила племянница А.Собчака Марина Кутина (через полтора года она, по настоянию дяди, от этой квартиры отказалась). В публикации «Коммерсанта» от 29 апреля 1999 года срочный отъезд Собчака из Петербурга в Париж в 1997 году связывается с попытками следователей предъявить экс-мэру обвинения именно по этому делу.
Сегодня депутату Ленсовета в 1990-93 годах, публицисту и правозащитнику Юрию Вдовину трудно объяснить, почему обвинения, выдвинутые против мэра Санкт-Петербурга и его заместителя, демократическая городская общественность практически не приняла во внимание.
С уходом Анатолия Собчака Путин нашел опору в структурах ФСБ и вышел на федеральный уровень. По мнению экс-депутата Ленсовета, журналиста Николая Андрущенко, Путин никогда не прерывал отношения с Литейным 4 (по этому адресу в Петербурге находится управление ФСБ):
Теперь – в масштабах всей России
В интервью «Настоящему Времени» Николай Андрущенко, в 1991 году сочувствовавший ГКЧП, называет депутата Ленсовета Марину Салье «ярой», однако по прошествии двадцати лет ярым стал и он сам. Будучи соучредителем газеты «Новый Петербург», Андрущенко занимался расследованием коррупции в ГУВД и прокуратуре города. В ноябре 2007 года его арестовали за «воспрепятствование судебному производству» и несколько дней держали в СИЗО в камере с температурой ноль градусов в состоянии гипертонического криза без оказания медицинской помощи. В 2008 году Андрущенко демонстративно отказался от российского гражданства. Свой арест он связывает в том числе и с делом Собчака, свидетелем по которому он проходил: «Я давал показания по 37 эпизодам. Но я не могу предоставить документов – я думаю, уголовное дело в 2007 году против меня было затеяно, чтобы изъять документы. Они не числятся в числе изъятых, но их теперь у меня нет, хотя я пытаюсь их частично восстановить», - заявил Андрущенко в интервью Радио Свобода.

Митинг против ГКЧП на Дворцовой площади в Ленинграде. Август 1992 г.
В разговорах о последней четверти века все, помнящие Владимира Путина времен его работы в Ленинградском университете и петербургской мэрии, вспоминают погибших, исчезнувших, умерших. У каждого – своя версия неожиданных исчезновений следователей, гибели политиков, немотивированных уходов в монастырь и отъездов в эмиграцию или глухие деревни. Сегодня Николай Андрущенко верит, что взрывы домов в Москве осуществляла ФСБ и что первой жертвой Путина стал сам Анатолий Собчак:
И простым. В другом интервью Андрущенко замечает, что Собчака «втянула в свое логово "кагэбэшная мафия"». Юрий Вдовин склонен считать, что в «логово» оказалась втянутой вся страна:
Иного пути, чем оставаться у власти до конца, у команды Путина, по-видимому, нет. Каким будет этот конец, предсказать невозможно, но окончательно установить истинность всего рассказанного здесь станет возможно только когда он наступит.