Так называемое "движение свободных школ" началось более ста лет назад. Его цель – дать возможность детям принимать полноправное участие в управлении и организации учебы и досуга. Сегодня по такому принципу работают несколько сотен частных школ во всем мире, но большинство из них находятся в США. Съемочная группа посетила одну из них – в Бруклине.
****
Еженедельные собрания в Свободной школе Бруклина, основанной 11 лет назад, посещают все, кому исполнилось 5 лет. Сначала они избирают председателя – старшеклассника Уэйна Хэмптона. Затем на повестку дня выносятся школьные дела.
Предложения выносятся на обсуждение, потом проходит голосование. Некоторые из собравшихся занимаются своими делами: рисуют или читают. Свобода участвовать или не участвовать – один из главных принципов подобных школ. В Свободной школе Бруклина нет обязательных предметов, экзаменов или оценок.
Говорит директор Лили Меркольяно: "У нас есть предметы, которые ведут учителя. У нас есть структура и правила. Но демократическая система и философия таковы, что у учеников есть свобода и гибкость выбора".
После собрания некоторые ученики младших классов идут играть в Лего. Подростки играют в видеоигры. "Цикл" классов подошел к концу. Наверху играют малыши. Дети в возрасте от 5 до 7 лет в другой комнате играют в настольные игры. Многие школьники проводят время за чтением.
Если кто-то хочет изучать определенный предмет, он может это предложить. Эта группа занимается изучением культур Западной Африки 19-ого века.
Амалия Шварцчайлд учится в школе два года: "Это очень интересно, потому что ты должен понять, кто ты есть как личность. Ты также всегда должен знать, чего ты хочешь и как ты этого добиться. Учителя мотивируют нас, но ты все как бы делаешь сам".
Критики задаются вопросом: что могут выучить дети без базового набора обязательных предметов? Сторонники идеи согласны, что подобная система подходит не всем. Однако они обращают внимание на то, что такое образование способствует развитию независимого мышления и равной вовлеченности. То есть тому, что необходимо для настоящей демократии.
Кэролин Уивер, Нью-Йорк, Настоящее Время
КОММЕНТАРИИ