Конец пути мигранта

Миграция и сомнения в маленьком финском городке

Старт
Это Кеми
Как и многие другие города северной Финляндии, Кеми так и не оправился от последствий финансового кризиса в 2008.
Но несмотря на 20-процентную безработицу и сокращающееся население, город всегда был мирным и очень... финским по духу.
Каждую зиму путешественники со всего света приезжают сюда, чтобы посетить знаменитый снежный замок Кеми и, может, ещё прогуляться по лесу, полюбоваться на северное сияние.
Никто особо не вспоминал о Кеми...
...до прошлого года
В 2015, маленький город Кеми оказался на передовой кризиса, угрожающего разделить Европу.
Миграционного кризиса
Архивное фото RFE/RL
Почему Кеми?
Архивное фото RFE/RL
В Финляндии существует одна из самых щедрых в Европе схем соцподдержки для беженцев. В сентябре 2015 финский премьер, миллионер Йуха Сипила, предложил семье мигрантов пожить на своей даче (на фото).
Reuters
Вести разошлись по ближневосточным социальным медиа. Месседж был ясен: в Финляндии беженцев ждет радушный приём. К концу 2015 в Финляндию приехали 32000 мигрантов, против 3600 в 2014.
Reuters
Кеми, расположенный в нескольких километрах от границы с Швецией, стал первой остановкой для прибывающих мигрантов. Кто-то едет дальше, но для многих Кеми становится конечным пунктом долгого и опасного путешествия.
Reuters
На морозных улицах Кеми легко заметить следы наплыва беженцев.
Мухаммед Али Элми (слева) и Саадик мус Мухаммед – беженцы из Сомали. Оба говорят, что любят Финляндию, несмотря на суровые зимы. "Погода – это ерунда", – говорит 23-летний Саадик, – "Я видел как люди умирали по пути сюда. Мне не важно, насколько [тут] холодно жить, я просто счастлив, что до сих пор живой".
Два друга познакомились в Кеми. Они идут на занятия по финскому языку. "Язык – это замок: как только мы его откроем, нам откроется и дверь в Финляндию".
В центре Кеми "Красный Крест" проводит занятия по языку и культуре для мигрантов. Один из них рассказал RFE/RL о том, каково это – впервые оказатся в преимущественно христианской стране.
"Я раньше верил, что христиане ненавидят ислам, что они хотят убить нас и вмешаться в наши внутренние дела. Что они хотят остановить развитие наших стран. Но потом я приехал в Финляндию и увидел, что христиане – такие же, как и я. Они заботятся обо мне, дают мне всё что нужно. Мой друг здесь попал в госпиталь и когда я увидел, как медсестры с ним обращаются, я чуть не расплакался. Всё, что я думал знаю о христианских странах – я всё это стер, удалил из головы."
Но одна группа местных мужчин показала, что не все рады переменам в своём городе. Осенью 2015, в самый разгар наплыва беженцев, пять жителей Кеми за пивом решили организовать группу дружинников, которая позже собрала более 500 членов по всей Финляндии.
Один из этих пяти – назовем его Ким – рассказал RFE/RL, что привело к созданию "Солдат Одина", антииммигрантской группы, печально известной своими "уличными патрулями". "По 500 человек приезжало в Кеми каждый день. Когда "Красный Крест" раздавал им одеяла и воду, они выбрасывали мусор на улицы. Они были просто ********* неблагодарны". У группы теперь есть отделения по всей Финляндии, и это лишь подогревает дискуссию в обществе по поводу мигрантов, которая становится всё более сложной.
Фото предоставлено "Солдатами Одина"
В самом Кеми чувствуется разделенность. Многие втайне поддерживают группу и опасаются за финскую культуру, но существует и множество противников.
Альборц Алиф родился в Афганистане, но живет в Финляндии уже 17 лет и работает в пиццерии в Кеми. Он говорит, что "Солдаты Одина" время от времени заходят сюда. "Со мной они всегда дружелюбны, но у моего [афганского] коллеги не очень хороший финский, и они смеются над ним... Бывало, они заходили пьяные... Если это – люди, защищающие наш город, может быть, нам не нужна защита".
Санна Крейви с другом Сами Тьирикайненом у закрывающегося ночного клуба. Санна: "Меня расстраивает, что эти ребята ["Солдаты Одина"] появились здесь – в этой деревне, притворяющейся городом. Никто не обращал внимания на Кеми, а теперь все вдруг говорят о нас из-за нацистов на улицах".
Однако, как и почти все местные, говорившие с RFE/RL, Санна не видит причин разрешать массовую миграцию. "Границы должны быть закрыты. Если людям действительно нужна помощь, мы должны им помочь. Но половина из них – даже не из тех стран, откуда они говорят что приехали... Кеми – это деревня, притворяющаяся городом деревня. Мы не можем помочь всем".
За стенами клуба – "Ахмед" из Афганистана, один из немногих мигрантов, проводящих субботние вечера за сбором бутылок и банок, которые выбрасывают отдыхающие финны. В центре после наступления темноты беженцев найти трудно – большинство сидят по домам; поговаривают, это чтобы не встречаться с ночными патрулями "Солдат Одина".
Молодой мигрант из Афганистана с банками. В городском центре переработки за бутылку дают 10 евроцентов, за банку – 15. Сборщики рассказывают, что зарабатывают по 5-6 евро за ночь – это прибавка к их "очень маленьким" пособиям для подавших заявки на статус беженца.
"Солдат Одина" Ким понимает, что в организации есть неонацисты. Но, говорит он, таких – меньшинство, а группу объединяет забота о безопасности финнов.
"Мы здесь для того, чтобы быть глазами и ушами полиции. Если мы сможем предотвратить даже одно изнасилование, одно преступление – тогда можно будет сказать, что это того стоило."
Фото предоставлено "Солдатами Одина"
Проблема сексуального насилия с участием мигрантов – крайне чувствительная тема в Финляндии. В 2015 году 25 человек, ожидающих статуса беженца, подозревались в изнасилованиях. Сообщалось, что число преступлений на сексуальной почве с участием иностранцев по сравнению с 2014 "значительно" выросло.
Фото предоставлено "Солдатами Одина"
Временная мечеть в офисном здании. Два члена "Солдатов Одина" были шокированы, когда увидели это фото. "Мне без разницы, черный ты, коричневый или голубой, но если ты оказался в Финляндии и пытаешься поменять уклад жизни финнов, мы это дело пресечем."
Во временной мечети нашего фотографа спросили о его вероисповедании. Один человек попросил немусульманина уйти из "дома Аллаха". Некоторые финны опасаются, что именно такого рода трения приведут к столкновению культур. (Позже молодые прихожане разрешили фотографу вернуться в мечеть.)
Лютеранская церковь в центре Кеми. На пике осеннего наплыва беженцев церковь принимала мигрантов, которым больше было негде спать.
Пастор Тапио Карьюла (на фото – ведет проповедь в снежном замке Кеми) говорит, что позиция церкви – всегда привечать беженцев. Этот подход стоил церкви прихожан. Один из бывших последователей написал в интернете что "эта церковь больше не защищает христианские ценности, они поддерживают приход ислама в Финляндию. Позор вам, дураки".
Хотя суровая зима уменьшила поток беженцев до крохотного ручейка, "Красный Крест" ожидает, что весной мигранты снова "начнут двигаться". Правда, есть признаки, что отношение Финляндии к приезжающим ужесточается. В феврале 2016 премьер-министр отозвал предложение селить мигрантов на своей даче – он передумал "из соображений безопасности".

Поделитесь этой историей

Читайте нас

Авторы

  • Амос Чэппл, фото
  • Войтек Гройец, дизайн