Министерство юстиции Украины на этой неделе объявит новый конкурс на должность главы департамента по вопросам люстрации.
На своей странице в фейсбуке заместитель министра юстиции Сергей Петухов сообщил, что к конкурсу допущены лишь три претендента. Два предыдущих конкурса выбрать директора по люстрации не помогли, у кандидатов не хватило опыта и репутации, чтобы возглавлять люстрационный процесс, объяснил Сергей Петухов и добавил, что найти на действующие на госслужбе зарплаты достойных людей очень трудно.
В октябре прошлого года директор департамента по вопросам люстрации Министерства юстиции Украины Татьяна Козаченко рассказала Радио Свобода, что под закон об очищении власти, уже попало 938 человек, из них сорок судей. Вскоре после этого Татьяна Козаченко подала в отставку, и заявила, что начавшийся люстрационный процесс может ничем не закончиться.
Год назад Служба безопасности Украины отчиталась о проведенной люстрации, под нее попали 60 человек, но почти три с половиной тысячи сотрудников ушли сами, чтобы не попасть под люстрацию.
Закон об очищении власти вступил в силу 16 октября 2014 года. Он вводит запрет на госслужбу для лиц, "которые своими решениями, действиями или бездействием осуществляли мероприятия, направленные на узурпацию власти Президентом Украины Виктором Януковичем, подрыв основ национальной безопасности и обороны Украины или противоправное нарушение прав и свобод человека", говорится в документе. Попавшим под люстрацию запрещено работать в госструктурах от пяти до 10 лет.
Латинское слово люстрация означает "очищение через жертвоприношение". С точки зрения права люстрация – это законодательные ограничения прав сторонников и деятелей политических режимов, которые признанные преступными.
Под люстрацией в современном значении обычно понимают процессы, которые проходили в странах Центральной и Восточной Европы в середине 90-х годов прошлого века. Как чиновники лишались мест за сотрудничество со спецслужбами – справка Настоящего Времени:
Масштабная люстрация в Украине за два года так и не состоялась. После принятия закона об очищении власти, должностей лишилось меньше тысячи чиновников. Это из пяти тысяч госслужащих, которые формально подпадали по действие закона о люстрации. Всего же после Майдана в стране насчитывалось около 700 тысяч чиновников.
Считают ли в Украине люстрацию чиновников и силовиков времен Януковича по прежнему важной задачей для общества, или за два года, другие проблемы отодвинули процесс очищения власти на второй план, мы спросили сегодня у заместителя министра юстиции Украины Сергеем Петуховым.
— Очень многие люди недовольны тем, что люстрация прошла не в том объеме, как они бы ожидали. Люстрация в той форме, как она планировалась изначально, не прошла в судах, сейчас запущен другой процесс перезапуска судебной системы. Поэтому внимание к люстрации остается. Свой эффект она достигла, сегодня важно его закрепить, сегодня важно, чтобы те люди, которые либо ушли до вступления в силу закона, либо были уволены, не вернулись на свои должности в течение последующих 8 лет, как предусмотрено этим законом.
— Можно сказать, сколько людей, которые подлежат люстрации, еще занимают государственные посты или работают в государственных органах власти?
— Сегодня остаются единичные случаи там, где люди обжаловали свое увольнение в соответствии с этим законом в судах, и где суды продолжаются, либо было решение, например, в пользу этого человека, незаконное решение, с нашей точки зрения, в первой инстанции. И мы продолжаем вести эти процессы на уровне апелляционных судов, Высшего административного суда. Но это единичные случаи.
— Скажите, можно ли набирать новых людей в госорганы, кстати, в том числе и на должность главы департамента люстрационного комитета, с нынешними зарплатами? Не кажется ли вам, что система закладывает возможности для коррупции и злоупотреблений в том числе, которые привели к тому, из-за чего произошла люстрация, в конечном счете – к Майдану, просто из-за того, что люди получают непозволительно малую зарплату, решая очень серьезные вопросы, имея искушение?
— Профессионалы в правительстве и в государственной службе должны получать достойную зарплату. С другой стороны, аргументируют противники этой меры тем, что уровень экономический в стране сейчас очень низкий, действительно, многие люди получают минимальную зарплату. Многие считают, что не следует платить достаточно высокие зарплаты на государственной службе. В принципе, с изменениями в закон, которые были внесены, зарплата выросла, ставки выросли, и сейчас это больше, чем в прошлом году. Но, конечно же, эта дискуссия продолжается.
— Вы сумму не называете, я так понимаю, что вы или не знаете, или не хотите вслух просто говорить?
— Я не знаю до конца сумму, я знаю ставку, если не ошибаюсь, это 8 или 9 тысяч гривен, к которой могут быть доплаты. Я думаю, что директор департамента может претендовать, в зависимости от своего опыта работы, потому что к этому тоже привязываются доплаты, на сумму 12-15 тысяч гривен, возможно, больше. Это зарплата, которая позволяет жить в Киеве, но это, конечно же, не та высокая зарплата, которая была бы интересна людям высокого профессионального уровня и опыта. На самом деле мы рассматриваем эту должность как должность чести для человека, который может прийти и помочь своей стране в этот период, как сделала в свое время Татьяна Козаченко, успешный адвокат, которая при принятии на эту должность сразу сказала: "Я иду на два года, потому что за эти два года нужно очистить, провести люстрацию во всех органах государственной власти. Я готова отдать своей стране два года своей профессиональной жизни, а потом уйду".
— Люстрация, которая происходит по закону об очищении власти, фиксирует конкретный момент истории Украины после Майдана и относится к людям, которые принимали решения во времена Януковича, так или иначе. Может ли она быть расширена на какие-то события, которые произошли позже, и если да, то на какие?
— На самом деле действительно логика этого закона в том, что режим Януковича принял решение, к сожалению, узурпировать власть. Именно этот факт привел к тому, что такие меры были нужны. В принципе, логика и цель этого закона не предусматривает его дальнейшего распространения на события, которые произойдут в будущем, потому как отсутствует сам факт узурпации власти, который был зафиксирован в период с 2010 по 2014 год. И мы четко понимаем, что люстрацией невозможно решать все проблемы в стране, побороть коррупцию или повысить эффективность органов власти. Это временная мера, которая фиксирует действительно переход от недемократического режима Януковича, которая позволяет очистить органы государственной власти от сторонников, тех людей, которые помогали ему разгонять Майдан. Но это не постоянная мера, которая должна применяться все время, расширяться и продолжаться.
КОММЕНТАРИИ