Ссылки

Новость часа

Нужен ли в Конституции запрет на иностранное гражданство для депутатов и министров


Дом Правительства в Москве, украшенный подсветкой ко Дню России, 11 июня 2020 года. Фото: ТАСС
Дом Правительства в Москве, украшенный подсветкой ко Дню России, 11 июня 2020 года. Фото: ТАСС

Проект Настоящего Времени "Один день – одна поправка" продолжает ежедневно рассказывать о смысле поправок, которые президент России Владимир Путин внес в Конституцию страны. Закон уже подписан, а 1 июля россиянам предлагается "одобрить" изменения на "всенародном голосовании" (также будет возможность голосовать досрочно – целую неделю).

Сегодняшняя поправка запрещает иметь вид на жительство и иностранное гражданство депутатам, министрам, судьям, прокурорам и так далее. Выясняем, насколько эффективен такой запрет и почему он будет записан в Конституции.

Что изменится

Запреты для политиков и госслужащих на иностранное гражданство, вид на жительство и счета в иностранных банках появятся сразу в нескольких статьях. Звучат они стандартно: занимать ту или иную должность может россиянин, "не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства". Этому человеку "запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации".

Эти запреты распространяются на глав регионов, федеральных министров, премьер-министра и его заместителей, сенаторов, депутатов Госдумы, уполномоченного по правам человека, судей, прокуроров. Такой же запрет (даже более суровый) коснется и президента, но об этом мы отдельно расскажем в наших следующих материалах.

Что сейчас говорится в Конституции об иностранном гражданстве

Сейчас подобных запретов в Конституции нет. Зато их появление там нарушает другие статьи Основного закона – в том числе из первой главы, где перечислены основы конституционного строя России. К такому выводу пришла юрист, профессор кафедры конституционного и административного права Елена Лукьянова. Вот о каких статьях идет речь:

  • статья 2: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (запретом же нарушается избирательное право);
  • статья 6: "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности";
  • статья 19: "Все равны перед законом и судом", а "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств";
  • статья 27: "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации", "гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию";
  • статья 32: в ней идет речь о равном праве граждан избирать и быть избранными, а также на доступ к госслужбе и отправлению правосудия;
  • статья 46: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод";
  • и, наконец, статья 62: "Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей".

"Все вводимые ограничения являются несоразмерными и необоснованными", – заключает Лукьянова.

Но, как отметил в интервью Настоящему Времени бывший сенатор, юрист и правозащитник Константин Добрынин, эти ограничения уже есть в других действующих российских законах: "Законом о правительстве, законом о Совете Федерации и Госдуме, об уполномоченном по правам человека, о прокуратуре и так далее и тому подобное – уже предусмотрен запрет иметь двойное гражданство людям, которые занимают соответствующие должности".

Зачем нужен и насколько эффективен запрет

Добавляя такую норму в Основной закон страны, президент Путин решает не практический, а философский вопрос, говорит Константин Добрынин: "После принятия этой поправки запрет получит более высокую юридическую силу, конституционную. И тем самым будет формировать так называемую конституционно-правовую традицию, которая касается национализации политических элит. Это глобальная философия, я думаю, президента Путина – национализация элиты".

Если верить результатам соцопроса ВЦИОМ, эта философия близка россиянам: запрет поддерживают 68% опрошенных в феврале 2020 года, только 14% высказались против.

Логика принятия такой поправки на первый взгляд очевидна: у человека может быть конфликт интересов, если он является гражданином другой страны. Но если речь идет о публичных политиках: депутатах, сенаторах, министрах, – то решать такого рода проблему можно без государственного принуждения, уверен Добрынин.

"Любой политик все-таки находится на виду у своих избирателей. Допустим, он гражданин Мальты, Греции или Соединенных Штатов. Наверное, всем видно, чьи интересы он отстаивает в своей публичной деятельности, – рассуждает юрист. – Есть и другие, совсем простые инструменты, которые можно применять: если ты имеешь гражданство другого государства, ты не можешь работать, например, в комитете по международным делам. Публичность – с одной стороны, а с другой – очевидно простые решения".

Добрынин убежден, что национализация элиты с помощью тотальных запретов – серьезная ошибка России: "Сегодня нужно стремиться не к национализации, а к интернационализации элит. Наша самая большая проблема в том, что наши элиты местечковые: как мы были вырваны из мира во времена СССР, так и пытаемся остаться в этой нише стран СНГ. Но если ты учился в Оксфорде и стал политиком в России, а кто-то [из однокашников] стал политиком в Греции – у вас совершенно другое доверие друг к другу, у вас общий взгляд на вещи, вам гораздо проще договариваться".

"Кроме этого, жить за пределами родины не значит быть предателем родины, – отмечает профессор Елена Лукьянова. – Считаю, что подобные поправки, априори записывающие всех граждан России, проживающих или временно пребывающих за ее пределами, в потенциальные изменники, противоречит части 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации".

Упомянутая ей статья звучит так: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления".

От кого Конституция будет защищать "подвиг защитников Отечества", читайте в нашем предыдущем материале.

XS
SM
MD
LG